image

Александр и его Надежда. Ко дню памяти Александра Плигина

эксклюзив
00:51
450 просмотров

 

Эта история началась еще в 60-х годах, когда двое мальчишек отправились на велосипедах обследовать местность под Вологдой. Проезжая по берегу Кубенского озера, они увидели, что вдалеке над водной гладью возвышается башенка, похожая на мачту брошенного корабля. Так, 13-летний Александр Плигин впервые увидел остров Спас-Каменный, рассказывает «Наша Вологда».

Точка отсчета

Таинственный призрак запал мальчику в душу, и он решил дождаться зимы и дойти до него на лыжах. Из былого великолепия Спасо-Каменного монастыря тогда оставалась лишь та самая мачта – колокольня. А церкви и храмы лежали рядом грудами кирпича. Вряд ли 13-летний мальчишка знал историю святой обители и монахов, населявших ее, но детская душа пожалела утраченную красоту. Наверное, тогда и появилась эта мечта – восстановить разрушенное. 

Позднее Александр решил для себя, что обязательно привезет на остров девушку, которую выберет в жены. И снова выполнил обещание. В 1972 году молодожены Александр и Надежда провели там свой медовый месяц. Вернее, он был крапивно-комариным.

– Встретила нас на острове крапива – хозяйка пустырей. Земля усеяна водочными бутылками, ржавыми банками. Руины Преображенского храма, превратившиеся в высокий холм, проросли кустами шиповника, смородины, рябины. Может, это спасокаменские праведники, похороненные здесь, дали о себе знать таким образом. Стояла весна. И воды было так много, и горизонт так высок, и остров так мал, что люди ощущали себя на дне гигантского блюдечка», – писала в своем дневнике Надежда Плигина. 

А позднее Плигины приезжали туда уже с детьми. Остров все еще оставался заброшенным, но даже в таком состоянии он притягивал и влюблял в себя путешественников.

История монастыря

Остров – кроха: 120 на 70 метров. Летопись повествует: Белозерский князь Глеб Василькович предпринял путешествие из Белого озера  по Кубенскому  до города Великого Устюга. В Кубенском озере он был застигнут внезапным штормом. Мореплавателей ждала неминуемая гибель. Князь стал молиться Богу и дал обещание поставить храм на том месте, куда вынесет его суда. Терпящих бедствие прибило к маленькому  Каменному острову, где уже жили 23 православных инока. Выполняя обещание, Глеб Василькович поставил для братии церковь, кельи, снабдил иконами, книгами, богослужебной утварью и тем самым учредил в 1260 году Спасо-Каменный монастырь – один из  древнейших на Русском Севере.

Обитель дала миру множество великих святых. С ней связаны и исторические моменты. Так, в 1528 году великий князь Василий Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской совершал богомольное путешествие по Вологодским и Белозерским монастырям. Бездетные супруги просили о чадородии. Их сын, Иван Грозный, родившийся после путешествия, благоволил к северным обителям, в том числе и к Спасо-Каменному монастырю.

А в 1812 году на острове нашли убежище сорок  иноков московских монастырей,  удалившихся из своих обителей при нашествии Наполеона. Они жили здесь около трех лет.

За время существования монастырь несколько раз горел, приходил в упадок. Но каждый раз возрождался. Пока в 1925 году его не закрыли по приказу новой власти. Спасо-Преображенский собор взорвали. Остальные корпуса постепенно разрушили. Оставили только колокольню – она служила маяком для проплывающих по озеру кораблей и лодок.

Возрождение обители

В конце 80-х начался учет культурного наследия для Свода памятников. Попал в список и Спасо-Каменный монастырь. На восстановление порушенных храмов страна выделила невеликие, но деньги.
К тому времени Плигины растили троих детей. Александр Николаевич работал и рос по службе: стал генеральным директором одного из вологодских заводов и председателем строительно-монтажного кооператива. И все шло вполне успешно, пока однажды Плигин, человек неожиданных и твердых решений, не уехал на заветный свой островок. 

Над ним смеялись, от него отворачивались, но Надежда никогда не упрекала своего Робинзона. Реставрация шла в сотрудничестве с Вологодской епархией. Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки, но в 1994 году прекращается государственное финансирование объекта. 

Он разрывался между грандиозностью задач и скудностью средств. Жена перешивала младшим одежду старших, крутилась, экономила, помогала как могла. Вся прибыль от семейного бизнеса стала уходить на восстановление монастыря, но этого не хватало: наемных рабочих пришлось уволить. 

Александр Николаевич в одиночку таскал кирпичи, штукатурил, бетонировал, укреплял. В одиночку ставил огромные деревянные леса вокруг той самой мачты-колокольни. Мобильников тогда еще не было, Александр с Надеждой говорили по рации, и радиолюбители освобождали эфир, чтобы могли побыть наедине эти двое.

– Вологда, ответьте Спас-Каменному. 

– Спас-Каменный, я тебя слышу. 

Хранитель острова

Со стороны казалось – бесполезный труд: на заросшем острове старинные здания утрачены навсегда, по воде добираться с материалами трудно. И только Александр Николаевич все время повторял: «Восстановить можно!»

– Каждому из нашего поколения необходимо вернуть долг – восстановить то, что было порушено нашими дедами, – так на вопросы журналистов отвечал он. 

Частым гостем на острове был архиепископ Вологодский и Великоустюгский Максимилиан. Зимой владыка по льду ходил на Спас-Каменный в одиночку. Много лет тесно общаясь с хранителем острова, он утверждал, что, именно бескорыстно трудясь над восстановлением обители, Александр Николаевич обрел настоящую веру.

За 12 лет Плигин успел очень многое – колокольня засияла новым куполом со звездами и золотым крестом на макушке. Внутри нее обустроен маленький храм, а благовест новых колоколов слышно по всему Кубенскому озеру. Он восстановил корпус монастырской гостиницы. А еще друзья и единомышленники Александра за один день возвели на острове деревянную часовню. Но все это потребовало очень большого напряжения. И 27 января 2004 года подвижник, бессребреник и мечтатель Александр Плигин умер от сердечного приступа. Ему было всего 56 лет. Его похоронили рядом с развалинами древнего храма, который он так мечтал возродить. 

Всегда рядом

 Место мужа на острове заняла его жена – Надежда. Дети выросли, и пришло ее время собирать камни. Преподаватель французского языка, она изучила строительное дело и взвалила на себя организацию дальнейших работ. И теперь она – хранитель острова. Возможно, пройдет много-много лет, и история супругов Плигиных перерастет в легенду. О настоящей любви и безграничной верности.

– Он все время со мной. А я с ним. У меня нет такого чувства, что я одна, – признается Надежда Плигина.

Дети приезжают с «большой земли», привозят провиант и материалы, остаются трудиться. А еще на остров потянулись многочисленные группы добровольцев: история подвижника, в одиночку восстанавливавшего монастырь, облетела всю страну и многих подтолкнула к действию. Сейчас здесь уже восстановлена трапезная, на очереди Преображенский собор. В октябре 2017 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий подписал указ об открытии Спасо-Кубенского монастыря. Теперь у него есть настоятель, братия и регулярно проходят богослужения. А в сентябре 2018 года в монастырь вернулась одна из его святынь – мощи святого Иосафа Спасокаменского. 

Паруса подняты

Трудов на острове еще предстоит много. Но теперь уже ни у кого не возникает сомнения: обитель будет восстановлена. Мачте-колокольне, той самой, которая поманила когда-то Сашу Плигина, реставраторы вернули розовый цвет. Девочки из стройотряда, работавшие в обители, делились с журналистами, что на рассвете, в лучах восходящего солнца, остров становится похож на каравеллу с алыми парусами.

Татьяна Рыжкова

Главные новости Вологды за неделю