image

Бюджет с металлом в голосе: главным источником доходов областной казны остается черная металлургия

эксклюзив
08:23
708 просмотров
Михаил Ростов

 

Из проекта закона о бюджете Вологодской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов следует, что собственные доходы нашей региональной казны в наступающем году вырастут на 3 млрд руб., а в последующие два года – еще на 9,4 млрд. 

Сам по себе рост доходной базы внушает оптимизм: без доходов нет расходов. Иной вопрос, за счет чего планируется увеличить доходную часть? Авторы законопроекта не скрывают, что основные надежды по-прежнему возлагают на череповецких металлургов и примкнувших к ним химиков. Поступления налогов из двух названных отраслей должны сформировать более 22 процентов регионального бюджета. Для сравнения: на долю всего малого и среднего бизнеса Вологодчины приходится только 10 процентов.

Мне могут возразить: простым вологжанам не так уж важно, откуда приходят бюджетные доходы - лишь бы они были. С этим трудно спорить, но есть одно «но». Металлургия и химия – экспортоориентированные отрасли с исключительно высоким уровнем зависимости от внешних рынков. Когда мировые цены на экспорт растут – эти отрасли благоденствуют. Но тренд может измениться - и тогда финансовое благополучие производителей экспортной продукции, еще вчера утопавших в сверхприбылях, испаряется как утренняя роса под жарким солнцем.

На данный момент состояние международного рынка металлов характеризуется как достаточно стабильное. Тем не менее, по данным информагентства Metaltorg.ru, с 23-го по 30 ноября нынешнего года оптовые цены на продукцию черной металлургии упали в среднем на полтора процента. Причем снижение цен на горячекатаную сталь и слябы заметно превысило средний уровень, достигнув двух процентов. И это только за одну неделю! 

Словом, привязывать благополучие областного бюджета к отраслям со столь туманным будущим – недальновидно и даже опасно. Вологодской экономике необходимо последовательно преодолевать наркотическую зависимость от металлургов и химиков, уделяя приоритетное внимание малому и среднему бизнесу. Эта категория налогоплательщиков должна формировать не 10 процентов бюджетных доходов, а 50 процентов и более, как в некоторых странах Восточной Европы с родственной нам постсоциалистической экономикой (Польше, Чехии, Венгрии).

И это далеко не рекорд. В Германии, скажем, почти 90 процентов ВВП формирует малый и средний бизнес. В Новой Зеландии и Сингапуре вклад малого и среднего бизнеса еще значительнее – до 95 процентов ВВП. 

Понятно, что за лидерами нам не угнаться. Тем более что они неудержимо рвутся вперед,  в то время как мы в лучшем случае стоим на месте, а в худшем – пятимся назад. В 2015 году в нашей стране на каждые 3 тысячи вновь зарегистрированных малых предприятий приходилось 8 тысяч ликвидированных. Вот вам и весь сказ… 

Фото: business-vector.info

Главные новости Вологды за неделю