«Эффект Хачатурян»: как жертвы домашнего насилия стали убийцами

Криминал
17:20
1 254 просмотра
Алексей Кондратьев

 

Сестер Хачатурян обвиняют по статье «убийство группой лиц по предварительному сговору», наказание – до 20 лет тюрьмы. Радио Sputnik и юристы разбирались, применима ли другая статья, какую роль здесь играет домашнее насилие и что такое соразмерность обороны.

Сестрам Хачатурян продлили запрет определенных действий до 28 июля. Уголовное дело в отношении младшей из девушек будет рассматриваться отдельно, так как экспертиза определила ее невменяемость. Следствием также установлено, что Крестина, Ангелина и Мария жили "в условиях многолетней психотравмирующей ситуации". Известно и то, что сестры подвергались насилию со стороны отца. Согласно статистике, дела около 80% осужденных за убийство в 2016-2018 годах россиянок связаны с домашним насилием.

Для Крестины, Ангелины и Марии убийство отца-тирана могло быть единственным средством самозащиты. Такое мнение в эфире радио Sputnik высказали адвокат, доктор юридических наук, руководитель общественного движения "За права женщин России" Людмила Айвар и адвокат, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена.

В данном деле важно оценивать не только факт совершения особо тяжкого преступления, но и все обстоятельства, которые привели к этому, уверена Людмила Айвар.

«Я бы посоветовала сестрам Хачатурян выбрать суд присяжных, потому что он как раз и будет тем срезом общества, который может проникнуться и сделать вывод, насколько они виноваты в том, что совершили данное преступление, которое, к сожалению, они совершили. Кроме того, мы все время обсуждаем с законодателями и правоприменителями необходимую самооборону. Мне кажется, нужно расширить пределы необходимой обороны, когда это длящаяся психотравмирующая ситуация, которая вылилась вот в такой "эффект Хачатурян": они защищали свою жизнь и здоровье, убив спящего отца, потому что по-другому они не могли себя защитить, и общество, и государство их защитить не могло», – рассказала Людмила Айвар.

Анатолий Кучерена усматривает возможность переквалификации судом статьи, по которой проходят сестры Хачатурян. Кроме того, адвокат обращает внимание, что с точки зрения правоприменения по-прежнему остается туманным понятие "соразмерности обороны".

«В данном случае вполне можно было квалифицировать по этому направлению (необходимой обороны, – ред.), по крайней мере, серьезно разобрать пределы необходимой обороны, 37 статья (Уголовного кодекса РФ – ред.). У нас самый главный принцип – это соразмерность. А как определить эту соразмерность? Убеленный сединой человек, уже прожил жизнь – и он порой теряется, не понимает, как определить эту соразмерность. А в протоколе важно написать, что я реально воспринял угрозу своей жизни. Если этого нет, то ничего не сделаешь», – отметил Анатолий Кучерена.

Адвокаты поспорили о декриминализации домашнего насилия в России, рассказали, бывает ли жертва побоев "сама виновата", и объяснили, как юридически правильно защищаться от семейной тирании.

Фото: Esquire