Еще раз о «Резном палисаде»
Вологжане продолжают обсуждать ситуацию, сложившуюся вокруг Центра ремесел «Резной палисад». Мы решили предоставить слово нескольким авторитетным горожанам, обеспокоенным этим вопросом.
Городу-призраку палисады не нужны?
Писатель, автор проектов по сохранению самобытной народной русской культуры Анатолий Ехалов:
- Разрушение и многочисленные сокращения и реорганизации в области культуры наводят только на печальные мысли. Лет 6-7 назад в нашем городе стала возрождаться народная самобытная культура, стал расти интерес народа к разным видам ремесел, и это не могло не радовать. Стали на глазах возрождаться кружевной промысел, ткачество, керамика, домостроительство и катание валенок, создание лодок и печей.
В последнее время наблюдаю в Вологде настоящий культурный погром. Тасуют как колоду карт Камерный театр, не могут ему найти места. Или взять Картинную галерею. Там тысячи экспонатов, а ее уже три года куда-то выселяют, переселяют. Сотрудники галереи и замечательные картины больших мастеров ждут своей печальной участи три года, и будут ждать еще непонятно сколько…
Год назад общественность едва отбила студию "Вологодские росписи" при государственном музее–заповеднике. Сегодня работа студии широко известна не только в области, но и в других регионах страны, даже за рубежом. Это - настоящая школа мастерства, где работает несколько групп разных направлений: «Роспись по дереву», «Плетение из ивы и бересты», «Традиционная вышивка», «Лоскутная пластика. Кукла», «Резьба по дереву. Деревянная игрушка», «Кружевоплетение», «Сюжетная картинка В.А. Добрынинской». А ведь тоже была на грани закрытия!
Теперь вот пришла очередь «Резного Палисада». Хотя все это мы уже проходили, только в другой форме. За тридцать лет Вологда потеряла почти все промышленные предприятия. Вот и получается: город с призрачной экономикой превращается в город с призрачной культурой. Понятно, что такому городу никакие резные палисады не нужны…
Ломать – не строить!
Член правления Вологодского отделения Союза журналистов России Татьяна Охотникова:
- «Резной палисад» - это поистине уникальная кузница кадров! В 2014 году я писала материал про молодую кружевницу Марию Чистякову. Девушка в 23 года стала уже самодостаточным мастером. За два года освоила одно из самых непростых и загадочных ремесел русского Севера – кружевоплетение. Ее заветной мечтой было, чтобы ремесло не пропало, не растворилось во времени. Чтобы и дальше весело стучали деревянные коклюшки, а мастерицы создавали свои великолепные кружевные шедевры – нам на радость. А ведь до этого в Вологде не было такой лаборатории по подготовке мастеров. Но если есть энтузиазм, помноженный на профессионализм, плюс неравнодушие и ответственность – все получится!
Я много путешествую по России. Видела, как покупают наше кружево в российских городах – в Москве и Питере, Рыбинске и Нижнем Новгороде, Владимире и Рязани. Понимающие туристы не стоят за ценой, платят за кружево солидные суммы. Знают: это - большая ценность, ни у кого такой не будет. Но чтобы что-то произвести на свет, надо обладать навыками, надо быть профессионалом. Отбирая у города «Резной палисад», мы лишаем себя возможности стать настоящей столицей льна. Разрушить – легко. Построить что-то новое – нужны годы и годы.
«Как только власть меняется, так сразу закрывается какой-нибудь хороший фестиваль…»
Художник, специалист частной картинной галереи «Красный мост» Мария Жаренкова:
- Как вообще можно додуматься уничтожить такое значимое с точки зрения всероссийской известности место? Большинство иностранных делегаций, почетных гостей города первым делом ведут в «Музей кружева» и в «Резной палисад»!
Некоторые города годами не могут придумать себе "изюминку", а Вологде повезло стать популярной еще в советское время, благодаря знаменитой песне. То, что строчка из песни получила реальное воплощение, да еще и в таком полнокровном содержании, во многом заслуга основателей и хранителей «Резного палисада». создавших уникальное для Вологды место. Любого уровня гости, побывав в «Резном палисаде», всегда уносили с собой теплые душевные воспоминания, настоящие ремесленные сувениры, говорили добрые слова и разносили славу о нашем городе по всему миру.
И это не появилось на пустом месте, это - результат самоотверженной деятельности сотрудников. И вот все насмарку! Семь лет развивать, вкладывать деньги, добиваться признания, чтобы потом в один момент взять и все разрушить - где тут логика? В чем деловой подход? Как только власть меняется, так сразу закрывается какой-нибудь хороший фестиваль. Только вологжане привыкнут, полюбят, гости начнут съезжаться, ждать, рассказывать друг другу - нате, получите! И при этом у нас так любят поговорить о патриотизме. Стыдно!
«Резному палисаду» - низкий поклон
Театровед и радиожурналист «ГТРК-Вологда» Алексей Сальников:
- Бывал я в своей жизни на самых разных фестивалях: театральных и кино-, музыкальных, народного искусства, джаза и театров кукол. В начале двухтысячных Вологда на целую неделю превратилась в столицу фестиваля «Гончары России». Какой прилив творческой энергии и вдохновения ощущали после всех этих мероприятий художники!
И все-таки "Голос ремесел" – лучший из всех. "Резному палисаду" - низкий поклон за организацию и проведение этого фестиваля фестивалей. Наша знакомая Елена Васильева, приезжая в Вологду из Череповца, первым делом идет в «Резной палисад». Она признавалась, что искренне отдыхает здесь от неугомонного ритма мегаполиса, от рутинных проблем, и всегда уезжает с подарками для родных и знакомых людей.
По-моему, это был неповторимый достопримечательный уголок города Вологды, в котором всё сделано с любовью и заботой о людях. Я часто приходил сюда просто посидеть на старинной лавочке под дубом. А уж качество изделий, которые здесь можно было приобрести, не идет ни в какое сравнение с ширпотребом, которым торгуют на каждом углу. Закрывать такие объекты культурной среды, отказываться от хорошего – неразумно.
Песня есть - а палисада нет?
Поэтесса Ольга Фокина:
- Я против закрытия «Резного палисада», который давно стал лицом города. И лицо это – доброе, красивое, интеллигентное.
Возрождение и сохранение ремесел и традиций Русского Севера - важная задача, в том числе и для государственной власти. Бесконечно жаль, если не примут положительного решения об этом центре, если урежут или уничтожат «Резной палисад». Ломать всегда легче, чем строить и возрождать.
Всем думающим вологжанам очевидно, что «Резной палисад» перерос региональные границы, стал явлением в культурной жизни всего Северо-Запада. Жестоко разрушать то, что уже живет своей жизнью, что уже любимо горожанами и гостями Вологды.
Комментарии 7
Добавление комментария
Комментарии