Лучшее средство от головной боли – гильотина?

Общество
22:45
636 просмотров
Михаил Скляр

Минздрав России поддержал странную инициативу о введении особого налога на «вредные» продукты питания.

«Наша Вологда»

Пальцев моих рук и ног не хватит, чтобы перечислить все запретительные меры, предпринятые в последние годы в отношении отечественных производителей и торговцев. Иногда эти действия кажутся оправданными, как в случае с табачными изделиями, изгнанными с открытых прилавков в закрытые короба. Иногда – оправданными наполовину, как в случае с эмбарго на рекламу алкоголя, которая худо-бедно, но все-таки ориентировала потребителя в разливанном море спиртных напитков. Иногда – вовсе не оправданными, как в случае с вето на использование генно-модифицированных растений и животных при производстве продуктов питания (в этом смысле Россия в очередной раз поспешает впереди планеты всей, поскольку другие страны вводят запреты лишь на отдельные виды продуктов генной инженерии – сою, кукурузу, баклажаны).

Но даже на этом мрачном фоне рекомендация экспертного совета при Правительстве РФ, без промедления поддержанная Министерством здравоохранения, выглядит абсурдной. Член экспертного совета с говорящей фамилией Халтурина предложила ввести новый акцизный сбор на значительную часть продуктов мясопереработки, включая колбасы, сосиски, бекон и т. д. Причем в размере акциза скромничать не стала: 160 рублей за один килограмм произведенной продукции (это примерно 30 процентов от среднестатистической розничной цены колбасных изделий российского производства).  

Формальная мотивировка законопроекта благородна, как странствующий рыцарь Дон Кихот, – укрепление здоровья нации. Что ж, со здоровьем у нас действительно тьма проблем: 110-е место в мире по средней продолжительности жизни говорит само за себя. И приоритетный проект «Укрепление общественного здоровья», который в числе прочего предписывает бороться с нерациональным питанием, принят явно не на пустом месте. Иной вопрос, насколько разумно укреплять здоровье граждан путем роста цен на продукты первой необходимости? Один из вологодских участников дискуссии, развернувшейся в соцсетях по следам этой странной затеи, сформулировал прозрачный, как слеза, ответ: «Идиотизм в квадрате! Физический вред от съеденной сосиски не может быть больше моральных страданий из-за того, что тебе не по карману купить сосиску на завтрак своему ребенку!»

 Оценка несколько эмоцио­нальная, но спорить с ней трудно. Социальные последствия подобного решения (разумеется, если оно не будет отвергнуто верховной государственной властью) могут быть устрашающими. Независимые эксперты предсказывают как минимум 25-процентный рост розничных цен на колбасные изделия и мясные деликатесы уже в первые месяцы действия акциза. Это сделает колбасу таким же редким гостем на обеденном столе миллионов россиян, как в самых небогатых странах мира. 
В переводе на строгий язык математики «картина мясом» выглядит так. Сегодня по уровню потребления мясопродуктов на душу населения Россия  уступает лидерам – США, Австрии и Австралии – почти в два раза (по данным познавательного портала DEIF, у нас съедают в среднем 1,3 кг мяса в неделю, у них – 2,4 кг), но почти в 13 раз опережает аутсайдеров рейтинга –  Камбоджу, Шри-Ланка и Афганистан (со среднедушевым уровнем  потребления менее 100 граммов мяса в неделю). Предварительные исследования показывают, что подорожание снизит недельное потребление мясопродуктов в России до 1 кг на человека, отбросив нас к уровню Малайзии, Сербии и Ирана. Достойная перспектива…

Впрочем, это еще не все. Помимо социального ущерба эта новация с вероятностью 100 процентов нанесет ущерб реальному сектору российской экономики – как самой мясопереработке, так и смежным с ней отраслям: сельскому хозяйству, торговле, производству промышленного и холодильного оборудования для мясокомбинатов и т. д. 

О конкретных масштабах ущерба пока можно только гадать, но Национальная мясная ассоциация уже отреагировала дружным протестом против возможного акциза. Представители сообщества мясоделов справедливо указывают, что вред от употребления мясопродуктов носит достаточно условный характер: вредной может быть любая пища, если она некачественно изготовлена и неправильно употребляется (к примеру, сладкое в избыточных количествах или молочное после истечения срока годности куда более опасны для человеческого здоровья, чем кусок докторской колбасы на утреннем бутерброде). 

К слову, для вологодской экономики эта тема может прозвучать с особой остротой. Мясопереработка – едва ли не единственная отрасль местной пищевой промышленности, которая пережила рыночные реформы не с потерями, а с приобретениями. На данный момент в деловой нише, которую в советские времена занимал один-единственный мясокомбинат, работает полдесятка предприятий. И пусть не все они одинаково успешны, но слухи о предполагаемом банкротстве то одного, то другого производителя оказывались не более чем слухами. Введение акциза, который приведет к резкому сокращению спроса на продукцию, может стать нокаутирующим ударом по отрасли, после которого она уже не встанет…

Но, может быть, «бонус» в виде пользы для здоровья перекрывает все риски? Не думаю. Жизнь, знаете, вообще чертовски вредная штука. Будь ты хоть самым бескомпромиссным вегетарианцем, все равно каждые прожитые сутки на 24 часа приближают тебя к Вечности. Но это чисто философское умозаключение. Если же оценивать проблему с прикладной точки зрения, то все запреты и ограничения, которые используются в отношении производителей товаров гастрономического профиля, не так уж сильно отражаются на состоянии нашего здоровья. Если верить официальным данным Вологдастата, по итогам первых девяти месяцев 2018 года смертность в Вологодской области почти не упала, зато сильно упала рождаемость, в связи с чем естественная убыль населения всего за один год выросла на 33 процента. И ни ограничительные меры против курильщиков и выпивох, ни запреты на генно-модифицированную редиску не помогли…

Фото: Fiveprime