image

Миллиардер Мордашов собирается построить в Череповце целлюлозный комбинат, в шесть раз мощнее Байкальского

На злобу дня
07:52
818 просмотров
Роман Смирнов

Компания «СВЕЗА» Алексея Мордашова планирует построить Судский целлюлозный комбинат (ЦК) на берегу Рыбинского водохранилища в Вологодской области. Уже несколько лет против стройки выступают местные жители и региональные экологи. Производство целлюлозы, по мнению экологов, убьет водохранилище, обремененное другими тяжелыми производствами. Недавно в борьбу включился губернатор соседней — Ярославской области: он обратился к Минприроды с просьбой перенести место строительства. Рыбинское водохранилище входит в бассейн Волги — следовательно, пострадает и река. Ранее правительство приняло проект «Оздоровление Волги», который обошелся властям в 200 миллиардов рублей. Daily Storm выяснил, что, скорее всего, целлюлозу будут экспортировать в Финляндию, потому что там ее в скором времени запретят производить.

«Строительство целлюлозного комбината однозначно окажет негативное влияние на состояние окружающей среды Вологодской и Ярославской областей. Остатки древесины, волокна целлюлозы, которые в виде мощного слоя органики накапливаются на дне водоемов, подвергаются разложению. Это приведет к гибели растительности и животных. Особенно это проявляется в водоемах с качественной водой, где минимальное изменение состава имеет отрицательное последствие, как на озере Байкал», — пишет губернатор Ярославской области Дмитрию Кобылкину, министру природных ресурсов и экологии РФ.

На протяжении нескольких лет жители Вологодской области пытаются помешать строительству Судского ЦК в Череповецком районе, на берегу Рыбинского водохранилища, постройкой объекта занимается компания «СВЕЗА», принадлежащая миллиардеру Алексею Мордашову. Теперь же к протесту присоединилась и соседняя — Ярославская область, где протекает Волга: частью этой реки является Рыбинское водохранилище.

Губернатор Ярославской области в своем письме отмечает, что ранее в правительство был внесен проект «Оздоровление Волги» в рамках национального проекта «Экология». Сумма затрат на сохранение экологии реки составила более 200 миллиардов рублей. Половина средств будет взята из бюджета, а другую предоставят частные инвесторы. Целлюлозный комплекс — это своего рода выстрел в ногу, который уничтожит все, что будет сделано для избавления Волги от вредных выбросов.

Поражают также и масштабы предприятия: Судский ЦК позиционирует себя как крупнейший во всей Европе. Но это вовсе не повод для гордости. В 2013 году был закрыт Байкальский ЦК — главный источник загрязнения озера. В пиковые моменты он производил более 200 тысяч тонн целлюлозы в год. БЦК в Вологодской области будет производить 1,3 миллиона тонн в год — в шесть раз больше. Для понимания масштабов ущерба: площадь Байкала составляет 31,7 тысячи квадратных километра, в то время как Рыбинского водохранилища — только 4,5 тысячи квадратных километра.

По данным природоохранной организации Гринпис, в 2010 году Байкальский ЦК сбросил в озеро 12,5 миллиона кубических метра недостаточно очищенных сточных вод, в 2011 году — 26,5 миллиона. В ходе погружения глубоководных аппаратов «Мир» в июле 2010 года в месте выхода сточных труб завода на глубине 33 метров были обнаружены опасные соединения хлора. Об этом сообщается на сайте, посвященному борьбе со строительством Судского ЦК.

В беседе с Daily Storm директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов также добавил, что Рыбинское водохранилище и без ЦК страдает от многочисленных производств:

«Рыбинское водохранилище является неестественным водоемом с очень низким течением, с большой заиленностью и маленькой глубиной. Если сравнивать озеро Байкал с Рыбинским водохранилищем, то второе — маленькая лужица. Байкальский ЦБК, с последствием которого борются до сих пор, нанес ущерб огромной экосистеме, обладающей естественным самоочищением. У водохранилища в Вологодской области таких возможностей нет. Уровень антропогенной нагрузки на него чрезвычайно высок. Это в первую очередь промышленный блок, располагающийся недалеко от Череповца, химическое производство, металлургическое, все это наносит колоссальный ущерб. Строительство ЦК окончательно убьет водохранилище».

Экологов и жителей Вологодской и Ярославской областей волнует не только ущерб, который нанесет комбинат окружающей среде, но и законность получения участка, на котором должен строиться ЦК.

Решение о строительстве было принято еще в 2013 году. Тогда правительство Вологодской области гарантировало поддержку Мордашову в виде создания инфраструктуры, налоговых льгот и госгарантии по банковским кредитам.

В связи с экономическим кризисом от поблажек бизнесу Мордашова затем отказались. В беседе с Daily Storm руководитель вологодского отделения Общественного экологического контроля России (ОЭКР) Алексеей Кощеев рассказал, что для строительства комбината Мордашов теперь планирует привлекать не свои деньги, а финских инвесторов.

«В Финляндии, по нашей информации, ужесточается экологическое законодательство и там готовится к закрытию большая часть ЦК. И они нашли такой вариант — построить завод-гигант у нас, здесь. Делать передел беленой целлюлозы, то, что было на БЦБК и в конечном итоге было закрыто, а сама целлюлоза будет отправляться в Финляндию, где из нее будут делать бумагу», — поделился Кощеев.

Сотрудничество «СВЕЗЫ» с финнами подтверждается наглядно: финская компания Valmet — объединение предприятий тяжелой промышленности — в сентябре 2018 года заключила с российской компанией соглашение о партнерстве. Valmet выступает единственным поставщиком оборудования для цехов Вологодского комбината.

По словам губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, строительство должно было начаться еще в конце 2017 года, но до сих пор проект только на бумаге. Одной из причин задержки стала проблема с законностью получения земельного участка под строительство.

После проведения экспертизы Росприроднадзора назначение территории под строительство изменилось с «земель особо охраняемых территорий и объектов» на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Этот вопрос подняли в ОЭКР.

Росприроднадзор действительно выявил нарушения при проведении экспертизы и обязал Департамент природных ресурсов Вологодской области провести служебную проверку. С тех пор экологи пытаются добиться отмены решения в суде, но безуспешно. Само постановление об изменении назначения земельного участка было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым в 2015 году.

«Мы пытаемся заставить правоохранителей возбудить уголовное дело и отменить экспертизу, но они перебрасывают между собой эту проблему, и никто не хочет ничего делать, все боятся чего-то. Я приезжаю к генералу в Следственный комитет, он читает и говорит, что прокуратура уже все давно должна отменить. Пересылают в Генеральную прокуратуру, а оттуда пересылают обратно в Росприроднадзор, который и проводил экспертизу. Там мне присылают ответ, что мне уже отвечали на мой запрос. И так по кругу», — рассказал в беседе с Daily Storm руководитель вологодского ОЭКР.

С точки зрения закона разрешения на строительство комбината пока нет, но у губернатора Олега Кувшинникова свой взгляд на ситуацию. Так, 14 августа 2017 года власти Вологодской области внесли изменения в региональное постановление «Об утверждении схемы территориального планирования Вологодской области». В разделе «Реконструкция и строительство автомобильных дорог» появился объект под названием «Подъезд к Инвестиционной площадке промышленно-производственного типа», который и станет частью инфраструктуры будущего целлюлозного комбината.