Педагоги Вологодского многопрофильного лицея – беспрецедентный случай!

Общество
22:33
556 просмотров
Александр Немоляев

 

Не успел отгреметь в Вологде скандал, связанный с запретами концертов молодежных исполнителей («Наша Вологда» подробно писала о нем в прошлом номере), как город снова оказался в центре внимания федеральных СМИ, и отнюдь не в положительном свете. Поводом к этому стала настоящая война, разгоревшаяся в Вологодском многопрофильном лицее. Война из-за картинок - «мемов» на учителей, которые школяры выкладывали в соцсетях.  

Хроника конфликта

Первое сообщение о том, что педагоги ВМЛ обратились в полицию из-за ученической группы в социальных сетях, появилось на сайте либерального федерального издания «Медуза» 7 декабря. Ситуация выглядела настолько из ряда вон выходящей, особенно с учетом того, что лицей – все-таки элитное учреждение, что многие сначала приняли сообщение за «утку». 

Но далее короткую информацию о скандале опубликовал ТАСС, которому директор лицея Андрей Платонов лично подтвердил: да, заявление было. По официальной версии, события развивались следующим образом: еще год назад группа лицеистов-подростков создала сообщество в социальной сети «Вконтакте», где, как утверждает Платонов, оскорбляли картинками-«мемами» педагогов учреждения. С учениками и их родителями провели беседу в присутствии прокурора (!), после чего они извинились. 
В нынешнем году история повторилась. Группа Carton83_Studio первоначально была закрытой, но затем школьники (по имеющейся информации, в основном семиклассники) рискнули сделать ее общедоступной. Когда один из учеников сделал репост записи у себя на страничке, о группе узнали педагоги, – и понеслось.

– Вновь была создана группа, где были размещены «мемы» на педагогов, были скрытно сделаны фотографии во время уроков, обеда в столовой и так далее. Ко мне обратились педагоги, распечатали это все, принесли, попросили защиты. Понедельник выждали – извинений не последовало ни от кого, во вторник было подано заявление в полицию, – дословно заявил ТАСС директор учреждения. 

Из-за такого нажима большая часть школьников покинула сообщество: изначально участников было около 80, осталось лишь 28. Но после того, как сведения о скандале стали известны широкой общественности, те из вологжан, кто посчитал подобные методы несовместимыми с педагогикой, выдвинули инициативу вступить в группу всем желающим, чтобы поддержать подростков. Эффект от этого предложения превзошел ожидания: за считанные дни число подписчиков «Картона 83» подскочило почти до 400 человек, среди них есть весьма известные в Вологде люди. И это притом что все спорные картинки были удалены – осталась лишь пара шуточных видео и обсуждения самой ситуации. Кроме того, администраторы группы создали хэштег #свободукартону, который быстро набрал популярность в социальных сетях. 

Кстати, что за ужасные картинки про педагогов размещали школьники, так и осталось загадкой. Обиженные учителя, хоть и активно высказывались по поводу конфликта, ни одно документальное подтверждение привести не решились. 

– Что-то постили про учителей, – рассказывают сами авторы «мемов». – Например, про учительницу математики, которая на уроках сидит в телефоне и сама смотрит «мемы». Или про учителя физкультуры, который матерится. Или про директора такой мем: «Чего боятся вампиры – чеснока. Чего боятся комары – москитола. Чего боюсь я – и там фотография директора.

Как утверждает «Медуза», подросткам пытались пригрозить еще и статьей за экстремизм, так как среди «мемов» было «что-то про Путина». Сами школьники, как ни силились, ничего похожего вспомнить не смогли, за исключением одной фотографии, где вся компания кривляется на фоне портрета Президента в холле лицея. Поэтому тема «экстремизма» быстро заглохла, а директор ВМЛ, комментируя историю той же «Медузе», вообще назвал эти обвинения «домыслами родителей».

Группа поддержки

Уже в первые часы после того, как скандал стал достоянием гласности, мнения о нем разделились на диаметрально противоположные. Абсолютное большинство взрослых приняло точку зрения о том, что педагоги подобными действиями дискредитировали сами себя. Смутило и то, что директор Андрей Платонов, возмущаясь по поводу сделанных школьниками фотографий, ссылается на устав лицея, а не на федеральные законы, которые имеют большую силу, чем любые внутренние правила. 

– Директор думает, что выше устава лицея ничего нет... Надо срочно отправить его на курсы повышения квалификации и юридической грамотности, а по окончании пусть сдает экзамен. Позор на всю страну, для педагогов и руководства школы это – галочка напротив графы «профнепригодность». Не могут без полиции и прокуратуры с детьми разобраться! – категорично высказался вологжанин Александр Бурыкин.
Почти все, кто поддержал подростков, подчеркивают, что дело не столько в том, как именно они шутили над учителями, сколько в «воспитательных методах», примененных в лицее. А одна из вологжанок, Екатерина Герасимова, которая, по ее словам, знакома со многими лицеистами (ребята дружат с ее сыном), опубликовала целое открытое письмо, в котором изложила свою позицию. 

– Что же случилось с нами, взрослыми? Что произошло в головах и сердцах тех, кто в силу профессии своей должен понимать детей, находить путь к их сердцам, их потребностям? Почему педагог находит возможным идти по пути расправы с ребенком? Почему жаждет наказания и возмездия через обращения в полицию на детей? Почему, оскорбившись, Учитель не ищет причину неуважениям к нему? Не пробует заглянуть к ребенку в душу? Какой жестокий урок мы им преподаем, если сейчас они, 13-летние, будут защищаться в полиции и оправдываться за свою глупость не через добрый и открытый разговор по душам, а в органах. Под давлением такого большого мира взрослых. Я считаю, что педагоги обязаны пересмотреть свое решение. Забрать все заявления. И вспомнить, что они Учителя. И если они не чувствуют своей ответственности за произошедшее, если нет уже в их сердце любви к Ребенку, то из этой профессии им надо бежать, – пишет вологжанка.

Ответный удар

7 декабря в лицее должно было состояться общешкольное родительское собрание, посвященное, судя по всему, разбору всей ситуации. Однако к этому моменту скандал достиг такого накала, что, как рассказывают родители, спорную тему предпочли не поднимать, обсуждались только общие вопросы, никак с интернетом не связанные. 

А затем педагоги «отличились» еще одной сомнительной инициативой. Один из преподавателей опубликовал на страничке в соцсетях статус: «Хамло из Картона должно получить по заслугам». Другие учителя тут же отрепостили его, создали, в свою очередь, свой хэштег #противкартона и попытались развернуть встречную кампанию поддержки. Прошла она довольно вяло: педагоги получили на свою голову очередную порцию критики за то, что «сами начали вести себя, как подростки». Тем не менее, в защиту преподавателей выступила часть учеников лицея. 

– Многие обсуждают эту ситуацию, как будто «мемы» были безобидными, просто детскими шалостями. Но попробуйте хоть на секунду представить, что вас фотографируют без всякого разрешения, когда вы едите, разговариваете с другими людьми, просто выполняете свою работу. Потом эти фотографии представляют вас как типичных героев «мемов» – туповатенькими, проще говоря. И делают это не какие-то незнакомые люди, а дети, которых вы учите не первый год. В отличие от многих комментирующих, я сама видела мемы из этой группы, я знаю, что там было. Не могу поверить в то, что некоторые взрослые поддерживают эту группу и ее создателей. Людей, которые насмехались над ничего не подозревающими педагогами. Нет, конечно, реакция администрации чересчур острая, но я считаю, что правда на стороне учителей, – написала лицеистка Татьяна.

Следом в сетях появилось несколько так называемых «фейков» (страничек заведомо несуществующих людей), которые и вовсе не скупились на эпитеты в адрес проштрафившихся воспитанников лицея: «неблагодарные», «остолопы», «сопляки» и тому подобное. 

Что дальше?

А что же региональные органы власти? Еще 7 декабря ТАСС написал о том, что областной департамент образования проведет проверку по факту конфликта преподавателей и учеников. По неофициальной информации, рассматривался даже вопрос об отставке Андрея Платонова – именно к нему, как к главному инициатору полицейской проверки, возникло больше всего вопросов. В кулуарах называлось и имя возможного преемника – Антон Макарьин, начальник управления протокола и референтуры Правительства Вологодской области, ранее работавший в администрации Вологды и входивший в руководство городской комиссии по делам несовершеннолетних. Сам чиновник (у него, по нашим данным, имеется юридическое и педагогическое образование) на наш вопрос по поводу возможного назначения отреагировал очень кратко: «Я работаю в администрации губернатора, больше ничего сказать не могу».
Руководитель пресс-службы департамента образования Марина Макаровская ответила, что информацией о возможных перестановках в ВМЛ пока не располагает. Наши собственные источники в ведомстве утверждают, что проверка в отношении Платонова действительно была, но с точки зрения организации учебного процесса и хозяйственной деятельности лицея претензий к директору нет. 

Как написал нам папа одного из лицеистов, пока не наблюдается активности и со стороны полиции. По его словам, ни с подростками, ни с родителями никто не беседовал. По последней информации, в вологодском лицее побывали корреспонденты программы «Время» Первого канала, и, возможно, чиновники ждут, что с экрана они услышат «политически правильную» версию, которая поможет назначить правых и виноватых. Сомнительная слава для Вологды и вологжан.