image

Практика большого взрыва

Происшествия
18:30
768 просмотров
Алексей Кондратьев

 

Взрыв газа в Заречье 16 декабря был такой силы, что его слышали даже в районе Ленинградской и на Льнокомбинате. В доме №74а на ул. Карла Маркса была полностью разрушена квартира на пятом этаже, погибла хозяйка. «Наша Вологда» побывала на месте трагедии и попыталась разобраться в ее причинах.

Ночь на воскресенье

Обычная пятиэтажка, которая теперь попала во все сводки федеральных новостей, когда-то была общежитием, затем ее «переформатировали» в многоквартирный дом.

– Меня разбудил той ночью громкий хлопок, – вспоминает жилец соседнего дома Григорий Константинов. – Первая мысль была: ничего себе фейерверк устроили. Затем услышал шум на улице, вой сирен и понял, что случилось что-то серьезное.

Жители самого дома, по их словам, сначала подумали, что взорвалась одна из машин во дворе. А потом их глазам предстала страшная картина: на месте квартиры на пятом этаже первого подъезда, где жила супружеская пара со взрослым сыном, зияет «пробоина» в несколько десятков метров. Причем само семейство видели буквально за несколько минут до происшествия. 

– Мы в тот вечер подъехали к дому вместе с ними, – рассказывает одна из соседок семьи, пожелавшая остаться неназванной. – Я видела, что женщина вышла из машины, открыла подъезд и по какой-то причине задержалась: видимо, они что-то привезли с собой, ждала, пока муж выйдет из автомобиля. Поэтому мы поднялись на свой третий этаж раньше. И практически сразу, как только зашли в квартиру, грохнул взрыв.
Другая соседка наблюдала момент взрыва с улицы. По ее словам, супруги зашли в подъезд, а их взрослый сын остался во дворе парковать машину, что его и спасло:

– Была яркая вспышка, но огня в той квартире я не заметила. Стена посыпалась, куски полетели на машины под окнами (всего повреждены три авто. – Прим. ред.). И мне показалось, что-то долетело до мусорных контейнеров, потому что там горело (баки стоят примерно в 30 метрах от дома, вероятно, это были остатки разнесенного взрывом стеклопакета. – Прим.ред.)

От злополучной квартиры не сохранилось практически ничего. Крыша обрушилась на площади в 30 квадратных метров, треснула стена, в подъезде выбило почти все стекла, то же самое произошло на балконах с третьего по пятый этаж. В квартире напротив снесло стену, внизу на четвертом этаже разъехались плиты на потолке, отовсюду посыпались осколки битого кирпича. 

Еще до прибытия МЧС мужчины, жившие в подъезде, бросились помогать пострадавшим: выводили и вытаскивали женщин и детей на улицу, приводили в чувство. К ним вскоре присоединились спасатели. 
Первое официальное сообщение о взрыве, обнародованное ГУ МЧС, гласило, что погибших нет. Но вскоре стало известно, что 43-летняя хозяйка взорвавшейся квартиры скончалась в автомобиле скорой помощи. Двух соседей – 44-летнего мужчину и 47-летнюю женщину – отвезли в больницу с ожогами и переломами. Еще четверо получили травмы, но отказались от помощи медиков, в их числе 47-летний муж погибшей, хотя, как говорят очевидцы, все его лицо было черным – то ли от копоти, то ли от ожогов. 

В момент, когда наш корреспондент находился на месте событий, жители, стоя на улице, обсуждали версию о том, что в квартиру привезли газовый баллон: «Заправляли на морозе, привезли с холода, занесли в тепло – вот и рвануло». Как утверждали жильцы, баллон потребовался для установки натяжного потолка. Забегая чуть вперед, позже в Следственном комитете эту версию опровергнут. 

Неосторожность или халатность?

Когда все жильцы – 90 человек из 61 квартиры – по решению спасателей покинули дом, встал вопрос, что делать дальше. Пункт временного размещения был оборудован  в школе №15, но люди отказались ехать туда и предпочли переночевать у родственников. Позже 37 человек, среди которых 9 детей, обратились к властям с просьбой дать им временное место проживания. 35 пострадавших приняла гостиница «Спутник» (причем, к чести ее владельца, бесплатно!), еще двое разместились в жилище из так называемого маневренного фонда. 

В доме на Карла Маркса тут же отключили газ и электричество, но сохранили систему теплоснабжения. При этом оставались серьезные опасения, что стены продолжат разрушаться. Здание оградили красными лентами. Для жильцов, которые дежурили на улице, подогнали два «пазика». На обвалившейся крыше работал кран – оттуда сбрасывали крупные балки, вывороченные взрывом. 

В следственном управлении СК РФ по Вологодской области сообщили об обысках, которые прошли в газовых службах – АО «Газпром газораспределение Вологда», ООО «Техногазсервис», а также в управляющей компании. Следователей интересовали в первую очередь документы, касающиеся монтажа и обслуживания газового оборудования в доме. Затем в СК озвучили окончательную, на данный момент, версию происшествия. 

– Предварительно удалось установить, что хозяева квартиры ночью вернулись с дачи, в жилище отсутствовали около суток. Женщина зашла первой, включила свет, после чего произошел взрыв, – пояснила старший помощник руководителя СУ СК Наталья Летенкова. 

Слухи о газовом баллоне в квартире в ведомстве отрицают – дом газифицирован, в дополнительном источнике необходимости не было. Не подтвердились и предположения, что в квартире шел «самопальный» ремонт, – как выяснилось, делались только небольшие работы на балконе, никак с газом не связанные. 
«Интерфакс» со ссылкой на источник в вологодских органах технадзора пишет о двух возможных причинах: неконтролируемой утечке газа из системы (по вине самих жильцов или обслуживающей организации) или неисправности приборов, конкретно – газовой плиты. Если принять за истину первое предположение, то один из возможных вариантов – сгнившая магистральная труба. Последняя проверка газораспределительной системы в доме проводилась больше пяти лет назад.
Уголовное дело по факту взрыва возбудили по ст. 109 УК РФ

– «Причинение смерти по неосторожности». Впрочем, в СК уточняют, что эта статья может быть изменена. Альтернативы – «Халатность» или «Оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности». 

Дом восстановят

В Вологду вызвали экспертов из Москвы, которые обследовали дом специальным диагностическим комплексом «Струна». Эта аппаратура с датчиками, содержащими особые пьезо­элементы, предназначена, упрощенно говоря, для определения «колебаний» здания после того, как оно было повреждено взрывом, землетрясением или другим стихийным бедствием. Свои выводы специалисты озвучили вечером 17 декабря. 

– У первого подъезда, где на пятом этаже произошел взрыв, конечно, показатели хуже. Его износ составляет 55%, а у второго подъезда – 39%. Второй подъезд, можно сказать, работоспособный, а первый имеет ограниченную работоспособность. Однако мы считаем, что его возможно восстановить, и угрозы обрушения не будет. В ближайшее время мы подготовим официальное заключение, – прокомментировал ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Геннадий Нигметов.

После обнадеживающего заключения жильцы начинают постепенно возвращаться в свой дом. Утром 19 декабря, когда этот номер газеты сдавался в печать, собственники вместе с коммунальщиками, электриками и газовиками оценивали целостность имущества и коммунальных сетей. 

– Проверили все, что можно, начиная с порога до балкона: состояние стен, потолочных перекрытий, пол и окна, газовое оборудование и сантехнику на кухне и в санузле. Осмотрели каждую комнату. У меня в ту страшную ночь были гости, все испытали огромный шок. Временно жила у дочери с внуками, они спасли меня от депрессии, – рассказала Валентина Коровина из квартиры № 66.

По информации департамента здравоохранения, и раненые жильцы постепенно идут на поправку. Детей из пострадавшего дома по решению правительства области вывезут на зимние каникулы к Деду Морозу, чтобы они быстрее забыли произошедшее. 

Однако для взрослых вопросов еще немало, и главный из них – что же все-таки привело к трагедии: неосторожность жильцов, беспечность газовых служб, недосмотр УК или все вместе? Вероятно, пока точный ответ не будет получен по итогам расследования, жильцы на Карла Маркса, 74а, да и в соседних домах того же типа, вряд ли смогут спать безмятежно.

Прощание с погибшей Еленой Русиновой состоялось утром 19-го. Ее похоронили в Сокольском районе. Похоронные расходы взяла на себя администрация Вологды.

Мария Дмитриева