Садик с окнами в суд: очередное ЧП в частном детском саду в Вологде

Общество
22:50
2 815 просмотров
Алексей Кондратьев

 

22 января в следственный комитет обратились родители 1,5-годовалого ребенка, у которого после посещения частного детского сада диагностировали перелом руки, рассказывает «Наша Вологда».

За последние несколько лет сообщения о происшествиях разного рода в частных детских садах областной столицы поступают с печальной регулярностью. По нашим данным, около 300 маленьких вологжан  посещает 25 таких учреждений и только два из них (!)  имеют лицензию и их могут контролировать различные ведомства. Остальные работают, что называется, «до случая».

Преображение из «Лапочки» в «Улитку»

Вологжанка, которая  22 января пришла с заявлением в следственный комитет, рассказала, что устроила сынишку в частный детский сад «Улитка» на улице Мира, 90, меньше двух недель назад. Никакого официального договора при этом родители с руководством учреждения не заключали: просто устно договорились об оплате и времени пребывания. 

Мальчик  приходил в детский сад в  8.30, а родители забирали его уже к полудню. 21 января мать, как обычно, днем забрала сына из сада, а дома он пожаловался на боль в руке. Женщина немедленно обратилась в травмпункт детской больницы, где мальчику диагностировали закрытый перелом правого предплечья. Никто в детском саду не рассказал матери, что на самом деле случилось с малышом, а дома, по словам женщины, он не падал. 

– Следственным отделом по Вологде по этому факту возбуждено уголовное дело по статье  «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», – рассказала старший помощник руководителя регионального СУ СК РФ Наталья Летенкова. – Следователи выехали в частный детский сад для проверки информации. В ходе осмотра места происшествия была изъята документация, касающаяся организации деятельности учреждения.

Однако еще полгода назад детский сад «Улитка» назывался «Лапочкой». И уже тогда он привлек внимание следственного комитета, после чего и произошла смена названия.

Осенью прошлого года в социальной сети женщина, представившаяся бывшим работником детского сада «Лапочка», написала следующее заявление: «Уважаемые родители детей, которые туда ходят, возможно, вы видите этот пост, и родители, которые, возможно, подбирают садик своему малышу. Я работала там младшим воспитателем, на днях уволилась и не собираюсь молчать! Старший воспитатель работает одна с детьми, и ни в коем случае ее нельзя допускать до детей! Она их избивает, а если ребенок плачет и не успокаивается, она его запрет в туалет или в отдельной комнате. Если ребенок написал в штаны – получил мощного шлепка по голове. Нянечка, которая до меня работала, тоже осталась в шоке после того, как увидела ее отношение к детям. Пойдем вместе с ней жаловаться!»

Жаловаться бывшим работникам не пришлось. Сообщением заинтересовались следственные органы, да и буквально вслед за ним в «Лапочке» случилось ЧП. 

– Мальчик, 1 год и 10 месяцев, выпал из окна, – рассказала нам Наталья Летенкова. – Он был оставлен без присмотра, залез на подоконник, оперся на антимоскитную сетку и выпал. Воспитатели этого не заметили, а ребенка нашли прохожие и вернули в детский сад. 

Тогда следственные органы тоже возбудили уголовное дело, однако «Лапочка» быстро прекратила свою деятельность, чтобы уже в январе 2019 года открыться под другой вывеской – «Улитка», но по тому же самому адресу. «Наша Вологда» попыталась связаться с руководством детского учреждения по указанным телефонам, в том числе мобильным, однако никто на наши звонки не ответил. 

Мед как бы есть, но его как бы нет 

Так называемые «частные детские сады» возникли, конечно, не сами по себе, а в ответ на запрос общества. В 2006 году российские социологи про­анализировали ситуацию с рождаемостью в стране и пришли к неутешительному выводу о тенденции  на резкое сокращение количества появившихся на свет малышей. Тогда  изменить ситуацию была призвана программа «Материнский капитал», и начиная с 2007 года она с успехом заработала. Молодые семьи стали охотнее заводить второго ребенка. 

Но стимуляцией рождаемости  правительство озадачилось, а вот строительством детских садов – нет. В результате малышей в возрасте от полутора лет, когда матери нужно было возвращаться на работу, стало попросту некуда деть. 

– В Вологде, конечно, были ясельные группы, – рассказала нашей газете бывший начальник управления образования областной столицы Николай Колыгин, – правда,  всего четыре  в разных концах города. И отбор туда был очень серьезным. В первую очередь, конечно, для малоимущих, матерей-одиночек. То есть ребенка из семьи, где два работающих родителя, в такие ясли было не устроить. И к 2010 году в областной столице стали появляться первые частные детские сады. 

Без них не обойтись

– На сегодняшний день в Вологде государственные детские сады посещает более 23 тысяч малышей, – рассказала нашей газете начальник управления образования администрации города Ирина Гуляева. – В ближайшие 2,5-3 года будет построено еще восемь, и в них сможет ходить  около трех тысяч детей младше двух лет. Такова потребность в этих местах.

А пока проблему устройства малышей без частных детских садов не решить.  

– Без них не обойтись, это я как человек, который всю жизнь отработал в сфере образования, говорю, – считает Николай Колыгин. – Другое дело – качество этой услуги. Это реальная проблема. Когда массово стали открываться такие группы, владельцы частных детских садов приходили к нам и предлагали посмотреть на их детские учреждения. Я хорошо помню, как мы посетили такой детский сад и увидели нарушения всех санитарных норм. А что там творилось в холодильнике, я даже вспоминать не хочу. При этом это была не внеплановая проверка, а визит по приглашению!

На сегодняшний день из 25 частных детских садов только два – «РосТок» и «Малыш» – имеют лицензии.

– Мы принимаем детей строго в соответствии с правилами, установленными и для  муниципальных учреждений дошкольного образования, – рассказала директор детского сада «РосТок» Ольга Басова. – Медицинские справки, заключение договора – обязательны. Кроме того, наши педагоги и воспитатели проходят отбор. Все они высококвалифицированные специалисты, «случайных» людей у нас нет. Поэтому нет и «текучки» кадров. Коллектив работает больше 10 лет. У нас свои кухни в каждом филиале, свои повара.

– А так называемые «частные детские сады», не имеющие лицензии, на самом деле называются «группами временного пребывания», – говорит депутат Законодательного собрания Вологодской области Елена Бахтенко. – У меня было обращение жителей из микрорайона Ковырино о такой группе. Во-первых, она находилась в квартире на втором этаже. Во-вторых, не соблюдались не только санитарные условия, но и условия пребывания детей по площади. В-третьих, дети не гуляли. Я понимаю, что без таких дошкольных учреждений не обойтись, но все-таки их деятельность должна быть лицензирована. Мы не раз поднимали этот вопрос в Законодательном собрании, но, к сожалению, из муниципалитетов не поступает каких-то конкретных предложений по организации деятельности таких учреждений.

В тени 

– Мы не можем контролировать их работу, поскольку у нас нет на это никаких оснований, – говорит Ирина Гуляева. – Проверки подобных учреждений ведут специалисты пожарного надзора, Роспотребнадзора.
Правда, ведут, если у учреждения есть лицензия, оно официально зарегистрировано как детское учреждение и о нем контролирующие органы знают. А если нет?

– А если нет, то мы выезжаем с проверкой по обращению граждан, – говорит  начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Сергей Смелков. – Мы немедленно организуем проверку по сигналам. Такие случаи в Вологде были. Но если учреждение без лицензии работает в квартире многоэтажки, то никаких оснований для плановой проверки в рамках закона у нас нет. 

А факты нарушений выявляются каждый год. Например, в мае 2018 года в областной столице по требованию прокуратуры были закрыты частные детские сады «Ежик» и «Кенгуру». 

– В  частных   детских   садах на момент проверки не осуществлялся контроль за качеством готовых блюд, за соблюдением температурных режимов хранения пищевых продуктов, не отбирались суточные пробы, отсутствовали медицинские книжки на работников с информацией о прохождении медицинского осмотра, гигиенического обучения, аттестации, – перечисляют нарушения в Прокуратуре Вологодской области.
И все-таки молодые родители, даже зная, что у детского сада нет лицензии, ведут туда детей. 

– Мы привели дочь в такой детский сад 11 января этого года, в двухлетнем возрасте, – рассказал нашей газете отец маленькой Вероники. – По рекомендации друзей. Садик находится в двух шагах от дома, здесь есть раздевалка, столовая, игровая комната, спальня, а в группе всего 11 детей и все малыши до трех лет. Гуляют в соседнем дворе, где есть игровая площадка.

Плата за частный детский сад в Вологде составляет от 10 до 13 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, плата за бюджетный детский сад в среднем – 2100 рублей в месяц. Но родители идут на такие расходы, потому что пока иного выхода у них  нет. А еще они очень рискуют, отводя в сад здоровых детей, а забирая больных. Стоит ли такой риск свеч? – вопрос, на который пока нет ответа.

Анна Маслухина. Фото bk55.ru

Главные новости Вологды за неделю