Стоимость жизни в регионе, кажется, увеличивается в геометрической прогрессии

icon 23:44
icon 688 просмотров
Стоимость жизни в регионе, кажется, увеличивается в геометрической прогрессии


Да так ли это? Абсолютным рекордсменом роста цен на Вологодчине в 2018 году стало... пшено. Такой неожиданный итог получило исследование динамики цен, которое провели специалисты Вологодского центра статистики.

За три недели наступившего нового 2019 года вологжане заметили сильный скачок цен почти на все продукты. Называют цифры роста до 20-30 процентов. И об этом тоже корреспондент «Нашей Вологды» спросил руководителя Вологдастата Анатолия Лысова.

– Анатолий Геннадьевич, ваше ведомство традиционно подводит итоги по динамике цен на группу основных потребительских товаров и продуктов за год. Как менялись цены в течение года (на какие товары цена росла и почему, на какие – падала)?

– Мы подвели итоги изменения цен за 2018 год на прошлой неделе. За год сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в регионе составил 103,9%, это выше аналогичного показателя за 2017 год (102,2%). Потребительские цены на товары продовольственной группы увеличились на 3,6%, при этом продукты питания выросли за год в цене на 4,6 %, алкоголь – стал дешевле на 2,3%. Согласен, в 2018 году на многие продукты питания наблюдался рост цен. Увеличились цены на яйца и сахар – на 35,1% и 33,4% соответственно. Повысились в цене и все без исключения мясопродукты: более других – мясо птицы (на 18,1%), свинина (на 12,1%). Колбасные изделия и продукты из мяса и птицы подорожали на 6,8%, говядина – на 5,6%, баранина (кроме бескостной) – на 5,5%. Рыба мороженая увеличилась в цене на 11,4%, в то же время сельдь подешевела на 7,7%.

Плодоовощная продукция тоже подорожала: за год на 75,6% выросла в цене свежая белокочанная капуста, подорожал на 33,8% репчатый лук, морковь – на 31,1 %. Чуть меньше, но выросли в цене столовая свекла, апельсины. В то же время подешевели свежие помидоры (на 16,3%), лимоны (на 9,2%), свежие огурцы (на 7,2%). 

Удивительно, но резко подорожало пшено: на 82,5%. Повысились цены и на овсяную и перловую крупы (на 8,4%), чуть менее – на манную крупу и рис. Вместе с тем греча упала в цене на 19,8%. 

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия росли в течение года умеренными темпами – в среднем прирост составил 2,9%. На фоне общего роста цен отмечено снижение цен на твердые и мягкие сычужные сыры, подсолнечное масло, натуральный растворимый кофе, макаронные изделия, сухие молочные смеси для детского питания (на 3% – 4%). 

– А что вы отметили в начале 2019 года? Неужели так сильно все успело «скакнуть» в цене?

– За период с 1 по 14 января наши специалисты отметили значительный рост цен на отдельные виды овощей. К примеру, на свежие помидоры цены выросли на 9,9%, капусту – на 9,1%, репчатый лук – на 8,1%, морковь – на 6,5%. Сезонное подорожание овощей характерно для этого времени года. Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта стали дороже на 4,1%, чай, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, сыры – в среднем на 2%. Но опять снизилась цена на гречу – за две недели на 1,1%.

– Как происходит мониторинг? Ваши сотрудники выходят в торговые сети городов и записывают? Фотографируют?

– Наблюдение за уровнем цен в нашем регионе проводится в Вологде, Череповце и Великом Устюге. С 21 по 25 число каждого месяца наши сотрудники регистрируют цены в сетевых и несетевых магазинах, на рынках, в палатках, киосках, торгующих на регулярной основе. Согласно методологии они в 2018 году фиксировали цены в 1558 организациях. Сами понимаете, такие большие масштабы наблюдения обеспечивали представительность данных в целом по региону. Регистрация цен проводится с помощью мобильных устройств (терминалов) на товары массового спроса по трем группам: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги. Цены ежемесячно регистрируются на одни и те же виды товаров (мы называем это ценовые котировки) в одних и тех же организациях торговли и сферы услуг. Набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается уровень инфляции, утвержден специальным приказом Росстата. В нашей области этот набор состоит из 507 наименований товаров и услуг. Так что, как видите, все очень строго.

– И все-таки отдельно хочется спросить про яйца. В интернете уже полно шуток: мол, куда девали «десятое яйцо»? На самом деле, почему теперь стали продавать яйца по 9 штук, и как вы при этом мониторите цены на яйца? С чем связан «девяток» яиц? В социальных сетях шутят, мол, скоро яйца будут продавать поштучно, а затем и вовсе белок и желток по отдельности. Фото упаковки с одним яйцом активно размещаются в интернете.

– Считаю эту проблему надуманной, как говорится, «не стоящей выеденного яйца» – спрос рождает предложение, маркетинговая политика формирует рынок. На территории нашей области яйца в упаковке по 9 штук – это очень редкое явление. Да и как бы ни уменьшали в упаковке количество яиц, по методологии регистрируется цена в пересчете на 10 штук яиц. Если есть вопросы – динамику изменения цен мы ежемесячно выкладываем на интернет-сайте Вологдастата.

Ирина Полетаева