Столетие комсомола: для кого-то просто летная погода, для кого-то - проводы любви.

добрая новость
09:49
790 просмотров

 

День столетнего юбилея ленинского комсомола в Вологде выдался необычно солнечным. Этот бенефис яркого светила после непогожей недели мог показаться символичным для многих представителей моего поколения, незримой пуповиной связанного с ВЛКСМ: вот ведь, даже погода празднует вместе с нами! Однако я знаю немало своих сверстников, у которых комсомол оставил совсем другое «послевкусие»…

Будучи неотъемлемой частью официальной коммунистической доктрины, «молодежный резерв партии» внес существенный вклад во все, что происходило в нашей стране в те годы: и в хорошее, и в плохое. 

Комсомольский актив был в первых рядах не только на многочисленных стройках индустриализации, но и во «всенародной поддержке» массовых репрессий против «врагов народа», включая сотни тысяч членов и кандидатов в члены ВЛКСМ. 

Обладатели значка с профилем Ленина поражали не только примерами бескорыстия и самоотверженности, описанными в хрестоматийном романе «Как закалялась сталь», но и образцами криводушия и безудержного карьеризма.       

Комсомольские секретари первыми вставали в атаку во время вой­ны, но поспешно и бестрепетно «конвертировали» свои идеалы в денежные знаки на заре кооперативного движения, когда сформировался, по меткому выражению поэта, «союз фальшивых вождей и настоящих воров»…

Вот почему «ремейк» давно ушедшей в никуда газеты «Вологодский комсомолец», брошенной на днях в мой почтовый ящик, вызвал весьма противоречивые чувства. С одной стороны, не хлебом единым жив местный бизнес, если находятся предприниматели, готовые профинансировать бесплатное печатное издание тиражом свыше 100 тысяч экземпляров. С другой стороны, сотни тысяч рублей, потраченных на подготовку, издание и распространение этой газеты, было бы, на мой взгляд, более благородно направить на адресную поддержку тех старых комсомольцев, кто пребывает сегодня в отчаянном человеческом одиночестве и жестокой материальной нужде. Иначе трудно избавиться от ощущения, что этот газетный проект (к слову, не отмеченный печатью большого профессионального таланта) продиктован не столько ностальгией по нашей тревожной и прекрасной молодости, сколько банальным стремлением попиариться на памятной календарной дате.

И все-таки главное, пожалуй, в другом. В советскую эпоху многомиллионный ленинский комсомол был слишком большой и внутренне неоднородной организацией, чтобы считать его единым целым. И судьбы людей, когда-то объединенных званием комсомольца, сложились диаметрально по-разному. Одни из них сегодня могут себе позволить отметить день комсомолии банкетом в престижном ресторане, а другим может не хватить и на бутылку пива. 

Характерный пример из жизни. Недавно я участвовал во встрече старых сослуживцев. Само собой разумеется, все до единого прошли через комсомол: это было непременным условием карьеры военного политработника. И что интересно: былые комсомольские активисты, когда-то с праведным гневом обличавшие идейно незрелых и нравственно нестойких сотоварищей, в большинстве своем остались на нижних ступенях карьерной лестницы, когда не вписавшись в один из крутых жизненных виражей, когда подпав под влияние бога виноделия Бахуса. А былые «раздолбаи», увешанные строгими выговорами по комсомольской линии, как новогодняя елка, ныне преуспевают на административной, финансовой или масс-медийной ниве. 
Такой вот, друзья мои, праздник получается…   

Источник: «Наша Вологда»