image

У Счетной палаты возникли вопросы к расходованию 1,8 трлн рублей

Общество
15:39
387 просмотров

Счетная палата может сменить руководителя уже в четверг, 17 мая: в этот день Госдума может освободить от должности главы надзорного органа Татьяну Голикову. За день до этого ведомство обнародовало годовой отчет, в котором сообщалось о нарушениях на 1,8 трлн рублей, выявленных при использовании бюджетных денег. К одному из министерств возникли вопросы о расходовании более чем 500 млрд рублей. Разбираться с ними, по-видимому, придется уже новому руководителю Счетной палаты. 

Тройной удар

В прошлом году Счетная палата (СП) проверила почти вдвое больше объектов, чем двумя годами ранее: в 2015-м — 2594, в 2017-м — 4841. В подавляющем большинстве случаев инспекторы проводили экспертно-аналитическую работу. Такие данные приводятся в годовом отчете, опубликованном ведомством в среду, 16 мая.

Выросло и число выявленных нарушений. Если два года назад этот показатель составлял 3445, то сейчас он практически удвоился и достиг 6455. В пересчете на реальные деньги показатель вырос в 3,5 раза: в 2015 году СП обнаружила нарушения при трате 516,5 млрд рублей, в следующем году — на 965,8 млрд, а в минувшем — более чем на 1,8 трлн рублей. Из них 599 млрд — это сумма нарушений при формировании и исполнении бюджетов.

«Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 4,7 млрд рублей (в 2016 году — 1,1 млрд), неэффективного использования федеральных и иных ресурсов — 34,8 млрд рублей (в 2016 году — 33,3 млрд)», — отмечается в докладе ведомства.

В бухгалтерских финотчетах у инспекторов СП вызвали вопросы траты на 813 млрд рублей — именно на них приходится наибольшая сумма выявленных нарушений. При проведении госзакупок и закупок рядом категорий юрлиц, по подсчетам надзорного органа, было допущено нарушений на 118,2 млрд рублей.

По той же траектории увеличился объем средств, который вернулся в бюджеты разных уровней благодаря работе СП. По итогам 2015-го удалось направить в казну 10,3 млрд рублей, в минувшем году — 19,1 млрд. «Кроме того, в 2017 году Счетной палатой предотвращено незаконное расходование средств федерального бюджета на сумму 12,4 млрд рублей», — подчеркивается в докладе. Инспекторы, кроме прочего, добились того, что госкорпорация «Роскосмос» погасила задолженность предыдущих лет в 46,9 млрд рублей перед федеральным бюджетом.

Счетная палата внесла 374 представления о нарушениях, из них 131 не было выполнено. «По трем не исполненным в срок предписаниям СП составлены протоколы об административном правонарушении («Роскосмос», Росстандарт)», — сообщили в ведомстве. С чем были связаны претензии надзорного органа, не уточняется.

Достучаться силой

СП направила в Генпрокуратуру почти 90 материалов о нарушениях, в 48 случаях виновные по итогам проверки были привлечены к дисциплинарной ответственности. Совместно с прокуратурой удалось возместить ущерб государству на 20 млн рублей. В 2016-м он достигал 142 млн рублей — и это единственный случай, когда конкретный показатель снизился по сравнению с прошлым годом.

Инспекторы возбудили 389 дел об административных правонарушениях (против 411 в 2016-м и 299 в 2015-м), в 243 случаях — назначено соответствующее наказание. К ответственности привлечены 130 должностных и юридических лиц, на них в общей сумме наложено штрафов на 23,2 млн рублей. На сегодняшний день из них погашено свыше половины — 15,2 млн. 

Кроме того, ряд материалов инспекторы надзорного ведомства передали сотрудникам Следственного комитета России (13), МВД (8) и ФСБ (25). По результатам проверки материалов, представленных Счетной палатой, возбуждено 35 уголовных дел, решается вопрос еще по 84 эпизодам.

Восемь уголовных дел связаны с нарушениями при расходовании средств, выделенных из государственной казны на строительство космодрома Восточный. В частности, правоохранительные органы проверили, законно ли расходовались деньги на подготовку к запуску космического аппарата с ракетой-носителем «Союз-2». По итогам проверок два должностных лица потеряли работу, еще к пятерым были применены дисциплинарные меры, отметили в СП.

Еще один пример, но уже меньшего масштаба, касается конкурса на реконструкцию Омской крепости. Инспекторы выяснили, что получившая контракт почти на 530 млн рублей компания изначально предоставила недостоверные сведения. После совместной проверки с Генпрокуратурой и властями Омска договоры были расторгнуты. 

Недопустимый просчет

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в конце 2016 года жаловалось на то, что федеральное правительство задерживает подготовку подзаконных актов. А это, в свою очередь, не позволяет новым законам начать работать. Счетная палата анализировала нормативно-правовые акты, которые готовятся перед началом финансового года для реализации прописанных в бюджете мер. По ее данным, сроки срывались при подготовке трети из них, что «ведет к несвоевременному использованию средств федерального бюджета».

Среди проблем ведомство также выделило недостаточность предварительных расчетов: «Несмотря на принимаемые правительством меры по совершенствованию бюджетного процесса, остается нерешенным ряд проблем системного характера: недостаточная точность прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета, отсутствие утвержденной методики проведения прогнозных расчетов доходов федерального бюджета».

Помимо этого, чиновники недорабатывают в части выстраивания приоритетов госпрограмм и оптимизации расходов. Показательным примером стала ситуация с межбюджетным трансфертом Пенсионному фонду в 932,73 млрд рублей, выделенных на выплаты в январе. В итоге остаток средств на счетах ПФР составил свыше 156 млрд рублей. «Трансферт на обязательное пенсионное страхование мог быть перечислен из федерального бюджета в меньшем объеме, что свидетельствует о недостаточно качественном и эффективном планировании участниками бюджетного процесса объемов финансовых ресурсов», — отмечает ведомство.

Судя по его подсчетам, с консолидированными бюджетами регионов ситуация остается напряженной. По итогам года они были исполнены с дефицитом в 51,9 млрд рублей. Объем доходов в целом по стране превысил плановый показатель на 1,6%, однако показатели по профициту по сравнению с 2016-м ухудшились. В целом СП выделила две тенденции. Во-первых, большая часть регионов не достигает плановых показателей по расходам. Во-вторых, сбивает план по их распределению: «В течение 11 месяцев финансового года регионы «сдерживают» исполнение расходной части своих бюджетов при наращивании расходных обязательств в декабре».

Бюджеты субъектов по-прежнему сильно зависят от федерального центра, размеры их долгов продолжают расти. О том, почему задолженность регионов резко выросла буквально за пару месяцев, читайте в нашем материале «Весеннее обострение». 

Переплатили за «ГАЗ»

В сфере здравоохранения в прошлом году было допущено нарушений на 85 млрд рублей, констатировали инспекторы СП. У них возникли вопросы к трате 10,4 млрд из федерального бюджета, а также 74,3 млрд рублей, выделенных Фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС). Вернуть удалось суммы в разы скромнее: «В 2017 году по результатам проведенных проверок осуществлен возврат средств в федеральный бюджет — 5,5 млн рублей, в бюджет ФОМС — 11,5 млн». В Счетной палате точечно обратили внимание на срыв сроков при строительстве объектов здравоохранения, в том числе перинатальных центров. Контроль за возведением последних стоит на особом контроле — соответствующие материалы направлялись напрямую президенту, отмечается в отчете. Надзорный орган в числе причин недостачи средств называет отсутствие должного контроля со стороны Минздрава.

В зоне ответственности Минобрнауки СП выявила за прошлый год нарушений на 51 млрд рублей. Ведомство, в частности, уличило чиновников в расхождении реальных показателей по числу новых мест в школах и тех, что были на бумагах. Недостоверны оказались расчеты по распределению субсидий, касающихся как раз таки создания новых мест: «В результате 28 регионов получили завышенные субсидии, 29 — заниженные». Из-за этого в 16 субъектах с властей взыскали 2,2 млрд рублей.

Особая статья контроля — закупка школьных автобусов. По ней у Счетной палаты есть претензии: по итогам аудита она установила, что транспорт для детей закупался по ценам, превышающим рыночные. Сумма ущерба не называется. Однако тут вопросы не к Минобрнауки, а к другому ведомству: «Минпромторгом в качестве обоснования цены госконтрактов были использованы расчеты производителей автотехники без подтверждения их обоснованности и должной детализации затрат. (...) Экономия в случае использования метода сопоставимых рыночных цен при закупке автобусов только типа ГАЗ-322121 могла бы составить около 179,5 млн рублей».

Гостайна на полтриллиона

К Минобрнауки — а после реструктуризации правительства, одобренного президентом, и к Министерству науки и высшего образования — другие претензии. Счетная палата констатировала, что проводимая Федеральным агентством научных организаций реструктуризация научных организаций неэффективна. Из-за нее, в частности, бюджетные деньги не дошли до ряда организаций, а из-за этого образовались долги по зарплате на 9,1 млн рублей. «На балансе подведомственных ФАНО организаций числятся 468 незавершенных строительством объектов, из которых только по 122 объектам (26,1%) планируется завершение [работ]», — добавляют в СП. 

Множество нарушений касается имущества Российской академии наук (РАН), в том числе ее региональных отделений. По информации Счетной палаты, на рассмотрении в столичном Арбитражном суде находится исков почти на 900 тыс. рублей, поданных РАН после инвентаризации. Неправомерное использование недвижимости Сибирского отделения РАН нанесло ущерб в 1,7 млн рублей, говорится в отчете ведомства. Подозревается в нарушениях, подпадающих под действие УК, управделами СО РАН. В академии данными о возбуждении уголовного дела не располагают.

В случае с Минобороны сумма в 10 раз больше, чем с Минобрнауки: «В ходе осуществления внешнего государственного аудита в 2017 году выявлены нарушения, включая неэффективное использование федеральных и иных ресурсов, на общую сумму 544,5 млрд рублей». Конкретики практически никакой: завышены цены на военную продукцию в госконтрактах, не организован учет жилого фонда, не включены в план расходы на информационные системы, не определен источник оказания стационарной медпомощи в ведомственных учреждениях для лиц, которые не попадают в категорию льготников. Помимо этого, Счетная палата отметила, что военное ведомство предоставило «заведомо недостоверную бюджетную отчетность». А остальное, по-видимому, оказалось в категории гостайны.

Источник