image

С 5 апреля в кинотеатрах Вологды показывают фильм «Гоголь. Вий»

С 5 апреля в кинотеатрах Вологды показывают фильм «Гоголь. Вий»

С 5 апреля в кинотеатрах Вологды показывают фильм «Гоголь. Вий» — продолжение картины «Гоголь. Начало».

Молодой Гоголь (Александр Петров) исполняет обязанности погибшего следователя в селе Диканька. Ни одна загадка не разгадана, только прибавляются новые. Положение осложняет прибывший в деревню Хома Брут (Алексей Вертков) — профессиональный экзорцист. Хома берет Гоголя в заложники. Писатель необходим ему для совместных бдений над трупом ведьмы-панночки в церкви. Туда же должен явиться предводитель нечисти Вий.

Фильм «Гоголь. Вий», как и прошлогодний «Гоголь. Начало», состоит из двух эпизодов: «Заколдованное место» и, собственно, «Вий». В название вынесен именно последний, что неудивительно: «Заколдованное место» — эпизод откровенно проходной.

Франшиза «Гоголь» — на самом деле мини-телесериал канала ТВ-3. Из шести 45-минутных эпизодов сделали три полнометражных фильма. Факт, конечно, не внушающий оптимизма: если каждый сериал будет обзаводиться собственной версией для проката, отечественный кинематограф может деградировать окончательно.

Очень похожий фильм в жанре «мэшап» шесть лет назад снял Тимур Бекмамбетов. Но его «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» был сделан в Голливуде и рассчитан, прежде всего, на американскую аудиторию. Многообещающий режиссер Егор Баранов фактически сделал то же самое, что Бекмамбетов, но на российском материале, который на Западе как раз мало кого заинтересует.

У нас фигура Гоголя с ее мистическим ореолом, и тем более «Вий», в массовом сознании считающийся главным гоголевским шедевром, вызывают неизменный интерес еще с позапрошлого века. Байки о том, что Гоголь посещал потусторонний мир, что он лично знался с нечистой силой, что его похоронили живьем, удивительно долговечны. Автор идеи проекта Александр Цекало решил сыграть со зрителем-обывателем в поддавки — показать ему именно такого Гоголя, которого тот хочет видеть.

Интересно, что в фильме «Гоголь. Вий» можно было обойтись без того самого Вия — лента немного бы потеряла. А вот если бы здесь снова участвовал Олег Меньшиков, продолжение заметно бы выиграло. В отсутствие Меньшикова всё внимание приковывают к себе Стычкин и Цапник, хотя их роли второстепенны. Из молодого поколения можно выделить разве что актрису Юлию Франц в роли покойницы-соблазнительницы, которая регулярно навещает галлюцинирующего Гоголя.

В исполнении роли Гоголя нет ничего особенного, но Александр Петров ведет ее довольно скромно, что его и спасает. На фоне прочих актеров в фильме он даже выгодно выделяется. Деревянность и фальшивые интонации здешних парубков и девчат заставляют сомневаться в том, что перед нами профессиональные артисты, а не случайные люди с улицы.

Буквально каждая фраза, произнесенная в этом кино, режет слух своей современностью. Но, наверное, это не стоит ставить авторам в вину — смешно требовать от комикса исторической аутентичности. Тем более, если комикс полностью изготовлен по голливудским лекалам.

Но все-таки нельзя не отдать Цекало и Баранову минимального должного, если вспомнить хотя бы пару предыдущих обращений наших кинематографистов к повести «Вий». И «Ведьма» 2006 года, и «Вий» 2014-го на фоне фильма «Гоголь. Вий» откровенно меркнут.

Однако точно так же меркнет картина Баранова на фоне великого советского «Вия», снятого в 1967 году и напугавшего буквально весь мир, а не одних только октябрят и пионеров. О каком-либо мировом признании барановского «Вия», разумеется, смешно и заикаться.

Расписание фильма «Гоголь. Вий» в кинотеатрах Вологды — в Афише vologda-poisk.ru. Уже посмотрели кино? Делитесь своими впечатлениями в комментариях.