«Доктор Сон»: нежданный шедевр или «пляски на костях» классики?

эксклюзив
11:47
723 просмотра
Антон Смирнов

 

Стивен Кинг – писатель большой. Спорить с этим не станут даже поклонники Достоевского. Как и любого большого писателя Кинга много экранизировали – с разной степенью успешности. Большинство экранизаций, конечно, автоматом получали штамп «Книга лучше», но попадались и откровенный мусор («Мобильник»), и весьма крепкие вещи («1408») и даже шедевры («Побег из Шоушенка»). 

Особое место в ряду лент по королю ужасов занимает «Сияние» – вещь, за которую взялся великий Стэнли Кубрик, по привычке опередил своё время, создав нечто настолько уникальное, что казавшийся поначалу сплошной неудачей фильм потом цитировали постановщики всего мира. 

В 2013 Кинг выпустил роман «Доктор Сон» – прямое продолжение «Сияния», а в 2017-ом вышло «Оно». Фильм окупил свой бюджет почти в 20 раз, жадные голливудские продюсеры вновь обратили внимание на творчество «короля», и картина по «Доктору» стал делом времени. Взялся за изначально неблагодарную работу – снимать продолжение культовой ленты – Майк Флэнеган, для которого это не первый «роман с Кингом»: ранее он ставил «Игру Джералда». Получилось ли у молодого режиссёра не посрамить честь предшественника? Давайте разбираться.

Дэнни Торрентс (Юэн МакГрегор) – сын обезумевшего писателя Джека Торрентса – вырос и запер призраков прошлого в самый дальний шкаф (это, кстати, не метафора). Герой живёт в тихом городке и работает санитаром в больнице. Алкоголь и наркотики, которыми Дэнни не брезговал, не заглушили в нём «сияния» – с помощью телепатии герой помогает старикам уйти в последний путь без боли, за что и получает прозвище «Доктор Сон». Но зло не исчезло: по миру колесят «пустые демоны» – охотники за «сияющими» детьми, которые убивают ребят и выпивают их силу, чтобы жить как можно дольше. Дэнни находит «сияющая» девочка Абра и предлагает вместе противостоять монстрам… 

Начнём с главного: к фильму Кубрика создатели «Доктора» отнеслись с максимальным, пожалуй, даже избыточным пиететом. Подобрали похожих актёров, а многие сцены из «Сияния» воспроизвели покадрово. Вредит ли это ленте? Скорее, нет. Хотя надо признать, что эпизод в отеле «Оверлук» – наверное, самая скучная и необязательная часть картины. 

В остальном «Доктор Сон» – пример того, что будет, если дать хороший сценарий режиссёру, который знает что с ним делать. Это вроде тысячу раз уже рассказанная история об ученике и наставнике, которая, несмотря на неспешный ритм и солидный хронометраж, смотрится куда увлекательнее последних «Звёздных войн». В огромном оркестре съёмочной группы никто не фальшивит: музыка The Newton Brothers завораживает, операторская работа Майкла Фимоньяри чарует, скромные, но со вкусом сделанные спецэффекты производят нужное впечатление. Юэн МакГрегор хорош в образе опустившегося, но не утратившего стержня Дэнни. В лице Кайли Кёрран, которая играет Абру, мы, кажется, получили новую восходящую звёздочку – в Голливуде всегда умели работать с детьми. Но всех затмевает неподражаемая Роузи в Шляпе –  Ребекка Фергюссон. Серая мышка из последних «Миссий», здесь она раскрывается всю мощь своей, как выяснилось, инфернальной харизмы, вызывая у зрителя неподдельное омерзение. Пять баллов!

Увы, на Западе усилия Флэнегана и Ко не оценили. В мире фильм в прокате уже полторы недели и, похоже, рискует не отбить свой, и без того небольшой, бюджет. Жаль! Из трёх экранизаций Кинга, увидевших свет в 2019-ом (ранее были «Кладбище домашних животных» и «Оно 2») «Доктор Сон» – безусловно, лучшая. В пантеоне «фильмов по королю»  высот «Сияния»  он, конечно, не достигнет, но заслуженное место – где-то между «Мглой» и «Зелёной милей» –  обязательно займёт. 

  • Рейтинг: 18+
  • Оценка: 8/10