image

Молчание цыплят: отходная молитва по вологодскому птицеводству

Общество
09:45
3 426 просмотров

Предсмертные судороги сразу двух областных птицефабрик – Шекснинской и Великоустюгской -  уже не позволяют отделаться привычным поиском неграмотных и жуликоватых топ-менеджеров. Судя по всему, причины затяжного кризиса этой отрасли в  Вологодской области гораздо глубже, чем может показаться.  

Начнем с того, что после краха плановой социалистической экономики рынок круто поменял многие плюсы на минусы. Социализм был заповедником неестественных экономических отношений, при которых не слишком тщательно подсчитывались и учитывались издержки производства. Именно в силу этого фактора в советском птицеводстве была сделана ставка на крупные производственные комплексы, а не на небольшие хозяйства –  менее энергоемкие и более мобильные с точки зрения технической модернизации.

Однако реформы «по Гайдару» превратили многие достоинства в недостатки. Недостатком стала и чрезмерная величина производственной базы, которой отличались отечественные птицефабрики. 

 Во-первых, приватизированные в условиях монополизма предприятия ресурсоснабжения (энергетики, газовики, поставщики воды и др.) стали неумолимо повышать стоимость своих услуг, а в этой ситуации, извините за каламбур, больше страдают те, кто больше. 

Во-вторых, в период рыночной вольницы российское птицеводство столкнулось с жестокой конкуренцией со стороны крупных импортеров мяса птицы. К середине «нулевых» годов нынешнего века, когда государство наконец-то опомнилось и ввело ограничения на ввоз курятины извне, соотношение отечественной и импортной продукции на наших торговых прилавках оценивалось более чем красноречивой пропорцией «50 на 50» (примерно 70 %  импортной «половины» реализуемой в России курятины составляли пресловутые «ножки Буша» - низкосортное  птичье мясо американского происхождения). 

В-третьих, репутация куриного мяса понесла серьезный урон  из-за перманентной эпидемии птичьего гриппа, унесшей сотни человеческих жизней в десятках стран мира, включая Россию. В 2005-2006 годах, когда птичий грипп терроризировал Западную Сибирь и Алтайский край, было отмечено сокращение продаж куриного мяса и яиц не только в пострадавших регионах, но и почти по всей стране. В первую очередь пострадал импорт: с 2005-го по 2015 г. ежегодный объем поставок курятины из США, Бразилии, Германии и других стран претерпел обвальное падение - с 1,3 миллиона тонн до 230 тысяч тонн. Но легко объяснимая настороженность массового потребителя не обошла стороной и наших собственных производителей мяса птицы: в период 2005-2006 годов товарный забой птицы в России стагнировал, демонстрируя нулевой прирост. Для сравнения: самая эффективная отрасль российского животноводства – свиноводство – ежегодно прирастала на 10-15 % физической массы, а в отдельные годы отметилась просто фантастическими  рекордами роста. Скажем, в 2015 году, на фоне развернувшейся торговой войны между Россией и Западом,  совокупное производство сырья на всех российских свинокомплексах выросло почти на 30 процентов!

В-четвертых, борьба за здоровый образ жизни вывела мясо в разряд продуктов, не рекомендуемых многими специалистами по рациональному питанию. В этом случае курятина пострадала не так сильно, как другие виды мясной продукции, но и назвать ее главным «выгодоприобретателем» нельзя: здесь бесспорная пальма первенства принадлежит рыбе и морепродуктам…

Но помимо объективных причин кризиса птицеводства на Вологодчине нельзя не отметить и причин управленческого характера. Катастрофа банка «Северный Кредит», скандал вокруг местных льнокомбинатов и фирмы «Вологодская ягода», уголовные дела в отношении целой группы чиновников областного ранга, курирующих экономику – все это  лишний раз убеждает, сколь неэффективно работает экономический блок Правительства Вологодской области. Там, где нужно протянуть субъектам хозяйствования руку помощи, представители власти подставляют свои собственные карманы для незаконного вознаграждения. 

Увы. Время честного служаки Верещагина, который мзду не брал, потому что ему было за державу обидно, ушло в прошлое. Похоже, что без возврата…

Михаил Ростов, специально для портала Вологда-поис

Главные новости Вологды за неделю