«Фаворитка»: хороша, чертовка!
С 31 января в кинотеатрах Вологды показывают «Фаворитку» — новый фильм Йоргоса Лантимоса, одного из лучших режиссеров современности.
В начале 18-го века Англией управляет королева Анна Стюарт (Оливия Колман) строго по указке своей фаворитки и дамы сердца Сары Черчилль (Рейчел Вайс). Однако и фаворитки, и дамы сердца обладают одним важным качеством — сменяемостью. Вот и устроившаяся к Саре в служанки ее кузина Эбигейл (Эмма Стоун) начинает вести тонкую игру, намереваясь сначала войти к королеве в доверие, потом в опочивальню, а в конце концов полностью заместить собой действующую серую кардинальшу.
Любители советского кино моментально назовут отечественную картину, снятую почти на аналогичный сюжет, — «Стакан воды» 1979 года по пьесе Эжена Скриба. Там и актрисы были не менее отменные, чем в новейшей англо-американской «Фаворитке»: Алла Демидова, Наталия Белохвостикова, Светлана Смирнова. Однако об однополой любви в советском фильме речи, конечно же, не было и не могло быть.
У Эжена Скриба об этом тоже ни звука. Исторические же источники лишь осторожно намекают на что-то подобное. Словом, эта сюжетная линия «Фаворитки» — плод скорее даже вымысла, чем домысла сценаристов. Хотя плод очень правдоподобный.
Возможно, именно эта порочная составляющая зацепила греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, до этого неизменно участвовавшего в написании сценариев к собственным фильмам («Фаворитка» — первое исключение). Никакого интереса к исторической тематике Йоргос ранее не проявлял.
Главный в современном кино певец абсурдизма Лантимос прославился еще в прошлом десятилетии, когда снял в родной Греции шокирующий фарс «Клык». После этого успеха режиссер только набирал обороты. В своих уже англоязычных постановках «Лобстер» и «Убийство священного оленя» он развил и усугубил собственный оригинальный стиль, который можно назвать одновременно неприятным и притягательным.
Постановка «Фаворитки» выглядит для Лантимоса пока что самым новаторским шагом в его карьере. И, конечно, поворотным — направленным к росту зрительской заинтересованности. Десять номинаций «Фаворитки» на грядущий «Оскар» говорят сами за себя.
История вроде бы стара, как кинематограф: талантливый режиссер, снимающий для узкой прослойки эстетов, решает «продаться Голливуду», ставит заказную ленту по чужому сценарию с кучей звезд и большим бюджетом, активно выдвигается на самую попсовую на свете кинонаграду и, следовательно, как художник умирает. Успех достигнут, деньги текут рекой — чего же боле? А всякое там «художество» и самовыражение — удел молодых и много о себе мнящих.
С Лантимосом, хвала небесам, всё получилось совсем по-другому. Хочется верить, испытание медными трубами в связи с успехом «Фаворитки» он тоже пройдет с честью. Да, в этой картине совсем нет фирменного лантимосовского абсурда, чем во всех его предыдущих работах. Тем не менее, режиссер остался самим собой: эпатажа, сарказма и глумления над обывательскими ожиданиями в «Фаворитке» с лихвой. Всё это куда ценнее эстетической «шоковой терапии».
Несмотря на чужой сценарий, ни одна сцена «Фаворитки» не заставляет думать, что она «не очень-то лантимосовская». Нет, снимает именно он: это его безэмоциональная жестокость, его физиологическая натуралистичность, его холодный черный юмор.
Вопреки всем опасениям, Лантимос как постановщик прекрасно и уверенно себя чувствует в декорациях 300-летней давности. Положим, он не настолько погрузился в эпоху, как Стэнли Кубрик в «Барри Линдоне», но зато с Питером Гринуэем образца «Контракта рисовальщика» и «Дитя Макона» Лантимоса вполне теперь можно сопоставить.
Про далекое прошлое ведь можно снимать как Спилберг — и тогда получится скучнейший «Линкольн». А можно как Кубрик с Гринуэем — и тогда выйдет захватывающе и задорно. Анахронизмов при таком подходе не избежать, но оно и к лучшему. Скажем, и в «Барри Линдоне», и в «Фаворитке» звучит музыка Шуберта, который сочинял ее на 100 лет позже описываемых событий. Но почему бы не использовать мелодии великого австрийского романтика, если именно они идеально ложатся на изображение?
Некорректный подход, говорите? Однако автору виднее, если он действительно Автор с большой буквы. Относительно Лантимоса сомнений в этом смысле быть не может.
К тому же, с такими актрисами, как у Йоргоса, можно простить любые исторические натяжки и неточности. Колман и Вайс блистали у Лантимоса в его феерическом «Лобстере» — и уже тогда было понятно, что обеим очень по нраву брутальный дискурс грека.
Присоединившаяся к ним в «Фаворитке» Стоун тоже выше всяких похвал. Какую, однако, карьеру сделала в текущем десятилетии Эмма! И у Иньярриту сыграла, и у Аллена, и у Шазелла — и всюду блестяще. Но такой, как у Лантимоса, вы эту «нежную крошку» еще не видели, даже не сомневайтесь.
Как в том же «Лобстере» Рейчел Вайс жестоко конфликтовала с Леа Сейду из-за Колина Фаррелла, так теперь в «Фаворитке» Вайс противостоит Стоун за место в сердце Оливии Колман, играющей полусумасшедушую и очень неприятную особу из выродившейся династии Стюартов. Ну кому еще было такое снимать, как не Лантимосу? Не Спилбергу же.
Смотрите расписание фильма «Фаворитка» в афише на нашем портале.
Евгений Новицкий, IRK.ru. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии