Родственники умерших жалуются на похоронных агентов, которые навязывают свои услуги
Организатор музыкальных фестивалей Екатерина Колесова ухаживала за парализованной мамой в течение нескольких лет.
«Маме был 91 год, и 4 октября прошлого года она умерла. Несмотря на ее возраст, это стало для меня и всех родных ударом. Мы не были готовы к этому. Полицейский, который пришел к нам зафиксировать факт смерти, глянул на маму и ушел на кухню оформлять документы. В какой-то момент сотрудник кому-то позвонил, и через несколько минут к нам приехали два парня», — рассказывает Екатерина.
Колесова подумала, что это сотрудники скорой: «То, что они работают в коммерческом похоронном агентстве, я поняла позже, когда один из ребят попросил 1000 рублей за перевозку тела».
Екатерина и ее родные, которые не были готовы к произошедшему, нашли 700 рублей и отдали работнику.
«Затем они вытащили черные мешки, положили тело мамы внутрь и поволокли мешок, как мусор, в свою машину», — вспоминает вологжанка.
Все, что оставили похоронные агенты, — телефон, написанный на клочке бумаги. «Они мне сказали, что отвезут маму на Пошехонку. Это все, что я поняла», — говорит Екатерина.
Колесовы стали обзванивать родных, чтобы сообщить им о смерти женщины. Одной из родственниц Екатерины Колесовой оказалась депутат Законодательного Собрания области Марина Денисова.
«Я второй раз столкнулась с ситуацией, когда неизвестные входят в дом и пытаются навязать свои услуги, взяв деньги за перевозку тела, — рассказала «Премьеру» Марина Васильевна. — Первый раз мне удалось выгнать этих молодых людей, а в этот раз я постаралась помочь Кате. Нужно было понять, где находится ее мама».
ПРОСЛУШКА
Сейчас и Екатерина Колесова, и Марина Денисова называют произошедшее «дурным детективом». Тогда Екатерина не спала больше суток — она не могла представить, что происходит. Ведь в моргах им отвечали, что среди умерших их мамы нет…
Чтобы разобраться в деталях дела, к ситуации привлекли руководителя муниципального учреждения «Ритуал» Наталию Павлову. Совместными усилиями мама Екатерины Колесовой была найдена — оказывается, машина с телом женщины каталась по городу, объезжая другие адреса.
В некоторых ситуациях похоронные агенты умудряются приехать к людям раньше скорой, чтобы вручить близким еще живого человека проспект с рекламой их предприятия.
Екатерина Колесова не стала жаловаться. Но к Наталии Павловой уже несколько раз обращались пострадавшие от действий агентов похоронных структур города. Некоторые жалобы она передала в прокуратуру. По ним были проведены проверки, которые коснулись скорой помощи.
«Нас дважды проверяла прокуратура, но так и не определила утечку информации. Лет пять назад я подписал приказ о недопустимости рекламы ритуальных служб. И так как общение по «03» записывается, мы можем всегда проверить работу нашего диспетчера», — объясняет главврач скорой Юрий Маркевич.
По словам Юрия Николаевича, вологжане сами звонят в скорую и спрашивают, куда можно обратиться за помощью в организации похорон и перевозке тела умершего. «По-человечески мы должны помочь, а по закону обязаны отказать в предоставлении такой информации, потому что это будет воспринято, как навязывание услуги», — объясняет Маркевич.
Чтобы не было подозрений в утечке, главврач сократил водителей скорой, которые подрабатывали в коммерческих ритуальных службах. «Мы подозревали, что нашу частоту могут прослушивать сотрудники похоронных агентств. Поэтому приняли решение изменить частоту и перейти на общение по корпоративной сотовой связи», — говорит главврач.
С другой стороны, он сомневается, что проблема — в прослушке радиоэфира. Ведь, по его словам, общение скорых и диспетчеров зачастую ограничивается констатацией факта смерти. Адрес умершего при этом не называется. «Мы и полиция в данном случае просто вовлечены в недобросовестную конкурентную борьбу», — считает руководитель.
Выход из ситуации Юрий Маркевич видит в том, чтобы работники МЧС консультировали родственников умерших и давали им контакты ритуальных контор: «Иначе как найти им телефон?»
НЕ ДОЖИДАЯСЬ СМЕРТИ
Начальник пресс-службы МЧС по Вологодской области Анатолий Сапожков говорит, что за время его работы родственники ни разу не обращались ни на телефон доверия, ни к нему лично за списком похоронных бюро: «Такие вопросы поднимаются, когда речь идет о погибших во время наводнения или других катастроф. Тогда с родными работает наш психолог и консультирует, куда нужно обратиться за помощью в организации похорон».
В УМВД по Вологодской области «Премьеру» сообщили, что ни один из полицейских не был обвинен в сговоре с ритуальными службами: «Это грубое нарушение закона «О персональных данных», и все диспетчеры в курсе, что им за это грозит». Тем не менее уголовные дела, возбужденные в России, были именно в отношении полицейских. В 2011 году сотрудник дежурной части районного УВД Екатеринбурга за 15 тысяч рублей продавал похоронному агентству информацию — по каким адресам зарегистрированы смерти.
Вообще, в крупных городах, по словам руководителя компании «Натрон» Олега Жуковского, прибыль на «гробовых» огромна, поэтому конкуренция между ритуальными конторами ужесточается год от года. Помимо скорой, платными осведомителями ритуальных служб в городах-миллионниках замечены диспетчера той же скорой, сотрудники МЧС и МВД, врачи и медсестры обыкновенных больниц, домов престарелых и администраторы всех перечисленных организаций.
«Меня возмущают такие случаи. Я сразу говорю моим сотрудникам, что они будут уволены, если начнут врываться в дома вологжан», — говорит Олег Жуковский. С ним согласен руководитель агентства «Реквием» Альберт Тесаловский, который говорит, что коммерческий интерес не должен выходить за рамки человеческого отношения.
МЕЖДУ ТЕМ
В ГОСДУМЕ ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ поправки в Кодекс об административных нарушениях. За распространение информации о смерти граждан предлагают штрафовать юридических лиц на сумму до 250 тысяч рублей или лишать лицензии. Эксперты советуют: если в ваш дом пришел похоронный агент, в первую очередь сообщите об этом в полицию. Ни в коем случае не подписывайте никакие документы и не передавайте деньги. Самый безопасный способ — выбрать ритуальную службу самим.
Газета "Премьер"
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии