«Как мы жили в 90-е годы: «Мы – люди, и после нас должно остаться светлое, доброе и полезное»
Так говорила наша заведующая садом. Бывают такие люди, после которых остается память реальная, которую можно потрогать руками, насладиться ею визуально. Я говорю о заведующей детским садом номер 27 «Антошка» Людмиле Васильевне Симаковой.
Давно живу в Бывалове, и этот сад на Пошехонском шоссе, 13а, рос на моих глазах. В него ходили мои дети, расположен он практически под моим окном. Времена были трудные, девяностые годы. Как работалось Симаковой в то время – никто не знает. Мы же, молодые родители, не думали тогда об этом. Несли в сад, все что нам скажут. Это же все было для наших детей!
В начале учебного года нам, родителям детей, выдавали списки. В них – туалетная бумага, краски, кисти, ножницы, клей, цветной картон, стиральные порошки и моющие средства для посуды, мыло, полотенца, карандаши, пластилин, салфетки! Мало ли что там еще было, даже не упомнишь! А еще в 1997 и 1998 годах по осени на дверях детсада мы видели примерно такие объявления, адресованные нам: «Уважаемые родители! Кто может, принесите в сад мешок картофеля, свеклы, моркови, капусты! Помогите саду». И мы – приносили! Если на даче не выращивали – покупали и везли в сад на тележках! Не ныли. Не жаловались в отделы образования, а соцсетей тогда не было. Знали: если не принесем – никто нас не осудит.
Родители помогали чем могли. Красили своей краской постройки на участках, строили скамейки и другие мелкие «объекты», чинили качели, шили на кукол одежду. А еще – сажали деревья.
В какой-то момент Людмила Васильевна кинула клич: скоро привезут саженцы, и надо посадить сразу сотни молодых березок, рябинок, вязов и кленов. Все эти годы из своего окна мы смотрели, как росли эти, посаженные нами и другими родителями, воспитателями и самой Симаковой, деревья. И знаете, что за чудо случилось? Ни одно деревце не погибло, не загублено! Все эти березки и вязы вымахали и стоят сегодня такой чудесной рощей!
Недавно выдалась свободная минутка, и я решила посмотреть, как отремонтировали дворы на улице Ярославской - весь август строители шумели под окнами. Шагнула к воротам садика и замерла. Меня как ударило что-то: вот они, наши березки! Золотые, посаженные 26 лет назад, стоят они, милые, штук 15, таким ровным треугольничком справа от входа в ворота! Далее идут вязы – ведь это такое раскидистое дерево, с широкой кроной. Дает такое тепло, душевную радость! А слева – идет по всему периметру целая аллея рябин! Красота!
И только сейчас, спустя 26 лет меня осенило: вот она, мудрость великого педагога, ее ум и расчетливая доброта. Она не просто посадила деревья как попало. А - с мыслью, и все очень продуманно. Спустя уже 10 лет с момента посадки сад оказался в кольце благородных деревьев. Дети спрятаны от недобрых глаз. А также – от шума, пыли машин, грязи и лишнего ветра. В жару и солнце – от зноя. А все вместе превратилось в красоту неописуемую. Настоящий парк!
Мне вспомнилось единственное родительское собрание, на которое пришла сама Людмила Васильевна. Наряду с бытовыми мелочами она сказала нам тогда: «Мы с вами – взрослые люди. После нас должно остаться нашим детям светлое и яркое, доброе и полезное. Если мы не сделаем, за нас это могут сделать другие. И не всегда это другое пойдет им на пользу». Мудрые и выстраданные слова!
У Людмилы Васильевны не было своих детей. Вся ее жизнь была в работе и в чужих детях. До сих пор о ней ходят легенды, ее поминают добрым словом коллеги, воспитанники, родители детей. Ее фото не нашла в интернете – видимо, Симакова не была публичным человеком. Да и нет ее уже с нами. Главная память на сегодня – выстраданный ею детский сад №27 «Антошка» и парк рядом вокруг него – для всех нас.
Ирина Попова /фото автора
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии