Новая жизнь «Титаника»
14 апреля исполнится 107 лет со дня катастрофы круизного лайнера «Титаник». Памятная дата отмечена с большим размахом: у берегов Норвегии едва не затонул корабль, масштабами и количеством пассажиров не сильно уступающий «Титанику».
Казалось бы, человечество должно было извлечь из трагедии «Титаника» надежный урок навсегда. Гигантские размеры судна в сочетании с неблагоприятными условиями морской акватории грозят неприятностями, которые могут полностью перечеркнуть преимущества суперкорабля – изысканный комфорт для пассажиров и высокую доходность для владельцев. Как ни крути, но главным качеством любого транспортного средства, включая, разумеется, и водное, является безопасность, и это самым драматическим образом доказала история с «Титаником». «Корабль мечты», разрекламированный на весь мир, был побежден заурядной глыбой льда, которую просмотрела вахтенная смена. Более 1600 человек погибли на самом корабле и в воде после затопления «Титаника», поскольку спасательные шлюпки не были рассчитаны на такое количество людей.
Но прошлое часто учит нас только тому, что ничему не учит. В одной недавней публикации я противопоставил нравственное оскудение людей техническому прогрессу, но, видимо, ошибся: мораль связана с техникой не обратной, а прямой пропорцией. Гаджеты вместо книг, «хоррор» вместо кино, рэп вместо музыки – все это вселенское раздолбайство, усиливаясь от поколения к поколению, в конечном счете созидает на базе вида «хомо сапиенс» (человек разумный), новый вид – «хомо кретинос» (в переводе, думаю, не нуждается).
Пример туристического лайнера «Вайкинг Скай», который чуть было не стал наследником печальной славы «Титаника», отнюдь не уникален, но очень красноречив.
Итак, очередной «корабль мечты» был спущен на воду всего два года назад, причем построен он на одной из лучших верфей Европы, которая принадлежит итальянской судостроительной корпорации «Финкантьерри». Производственные параметры судна внушают почтение: тоннаж – 48 тысяч тонн, десять палуб, полтысячи кают и почти тысяча пассажиров, более четырехсот человек экипажа.
В общем, все нормально, вполне на уровне «Титаника». И что же мы видим в сухом остатке (извините за случайный каламбур)? А видим мы то, что во время шторма на сверхсовременном судне «Вайкинг Скай» внезапно отключились все четыре двигателя разом. И корабль оказался явно не готов к такому повороту событий. Спасательные службы вывозили людей по воздуху (опять шлюпок не хватило?), при этом десятки пассажиров и членов экипажа пострадали, пять человек госпитализированы и находятся в тяжелом состоянии.
Лишь спустя несколько часов специалистам удалось с грехом пополам запустить один из двигателей, и корабль смог добраться до ближайшего норвежского порта. Содержательно отдохнули ребята, ничего не скажешь…
Между тем давайте подумаем, какие же «форс-мажоры» привели к такой невеселой развязке?
Шторм? Невольно вспоминается забавный эпизод из фильма «Одиноким предоставляется общежитие», когда одна из обитательниц общежития подтрунивает над ретивым комендантом: «Подумать только, весной – гроза! А зимой, говорят, в России снег случается». Лично я в Норвегии не был, но и без того представляю, каким может быть климат на суровой родине викингов, половина которой расположена за Северным полярным кругом. А если моего мнения недостаточно, можно прибегнуть к источнику более компетентному: «…полярный фронт идет от Исландии к Норвегии и часто по обеим его сторонам проходят штормы» (специализированный портал «Моря и океаны»). А если штормы в этих краях не в диковинку, то можно ли воспринимать их как нечто непредсказуемое?
Другая версия, робко озвученная и тотчас «забытая» экспертами: поскольку авария произошла в зоне активного рыболовного промысла, судно могло намотать на винты какую-нибудь потерянную рыбаками сеть, а компьютер отреагировал на эту помеху остановкой всех двигателей. Что ж, с компьютерами всякое бывает, но практически невозможно представить, чтобы программа могла остановить сразу всю «движущую силу» лайнера. Крупный корабль, собственно, потому и имеет не один сверхмощный двигатель, а несколько менее мощных, чтобы в случае аварии одного из них сохранить ход.
Мне кажется, все это как-то притянуто за уши и призвано скрыть главную причину происшедшего – злосчастный человеческий фактор. Опять кто-то проспал, кого-то не вызвали, что-то не то нажали. И здесь, как вы догадываетесь, мысли мои плавно перетекают от берегов Норвежского моря к берегам реки Вологды.
Уж если высокотехнологичная Европа демонстрирует столь откровенные признаки технической неэффективности, то можем ли мы с вами рассчитывать, что у нас этого не может быть, потому что быть не может? Куда там! При движении вперед нам и вправду свойственно запаздывать, но при движении назад мы своего превосходства никому не уступим.
И вот уже знакомый вологжанин жалуется, что трижды вызывал электрика для ремонта неисправной проводки, но ремонта всякий раз хватало на пару дней. Другой рассказывает похожую историю про автосервис, который исправно взял деньги за ремонт, после чего автолюбителю пришлось «дотягивать» машину своими руками. Третий с энергичным использованием ненормативной лексики повествует, как целую неделю не мог найти сантехника, который взялся бы за реновацию сливной системы в ванне.
Похоже, технический прогресс действительно дает задний ход. Потому что он не может существовать сам по себе, в отрыве от своего носителя – «хомо сапиенс». А можно ли считать разумным человека, изучающего четырехтомный роман Толстого «Война и мир» по комиксам, которые помещаются на одной страничке книжного формата (такое произведение я обнаружил недавно на каком-то интернет-сайте)?
Думаю, это уже не «хомо сапиенс», а настоящий «хомо кретинос»…
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии