Подборка годных российских сериалов

добрая новость
16:18
423 просмотра

 

Российские сериалы — это больше не истории про честных ментов или несчастных провинциалок в ожидании чуда, и даже не «Универ», «Интерны» или «Физрук». Попытаемся проследить эволюцию отечественных сериалов последних лет на примере самых громких проектов. К тому же у нас все еще впереди новогодние праздники, которые можно скрасить просмотром хорошего сериала.

Краткий курс счастливой жизни (2011, 1 сезон)

Валерия Гай Германика после успеха скандальной «Школы» сделала для Первого канала сериал о проблемах людей (впрочем, по поводу людской сути персонажей постоянно возникают сомнения — и не только в этом сериале из подборки) немножко за тридцать. Сюжет разворачивается вокруг похождений необремененной обязательствами девушки Саши (Светлана Ходченкова), ее подруг и мужчин, с которыми их сводит судьба.

В арсенале излюбленные художественные методы Германики — субъективная камера, гиперреализм и едкая мизантропия, приправленная внутренними приколами столичной тусовки. Своеобразный документ докризисной беззаботной эпохи: в 2019 году с трудом верится, что нечто подобное можно показывать по центральному каналу, пускай даже глубокой ночью.

Оттепель (2013, 1 сезон)

Следующим знаковым сериалом для Первого стала вдохновленная американскими «Безумцами» «Оттепель» Валерия Тодоровского. Производственный роман о рекламщиках превратили в производственный роман о киношниках: Тодоровский посвятил сериал отцу — оператору на «Мосфильме».

Остались 60-е, перенесенные через континент из США в СССР, и попытка обнаружить цайтгайст в событиях, типажах, местах и вещах. Сериал ругали морализаторы за распущенность и откровенность, впрочем, историческая и какая-либо другая достоверность здесь действительно остается под большим вопросом. Но как художественное высказывание об эпохе прошлого через плечо настоящего — мощно, красиво и приятно-ностальгически. Хороший толчок карьеры для Евгения Цыганова и яркий старт Паулины Андреевой.

Сладкая жизнь (2014, 3 сезона)

Обманчивая оттепель на Первом (и не только) прошла достаточно быстро — Константин Эрнст вернулся к конъюнктурным сериалам для пенсионеров и на радикальные эксперименты не отваживался еще долго. Смелые проекты стали появляться на менее консервативных площадках, а канал ТНТ — наименее консервативная из всех.

«Сладкая жизнь» — формально не продукт ТНТ, его премьера состоялась на онлайн-платформе «Амедиатека», где сериал очень долго находился в топе просмотров. Шесть серий первого сезона — развязная история о жизни привилегированных москвичей, чей покой нарушает приезжая девушка Саша.

«Сладкая жизнь» пошла по стопам «Краткого курса» Германики, но, не имея в штате столь вдохновленного автора, оказалась сильно проще, сильно глупее, легкомысленнее и главное — не закончилась вовремя.

Измены (2015, 1 сезон)

Сериал, именно к которому, кажется, телеканал ТНТ шел годами: в «Изменах» отражаются и звучат абсолютно все удачные находки прошлых проектов, чтобы сложиться в совершенно свежее произведение. 
Анекдотический сюжет о женщине Асе (Елена Лядова), у которой есть муж и три любовника, тяготеет не то к русской классической литературе, не то к шекспировской трагедии, не то служит приговором для современников.

В «Изменах» прекрасно все — смешной и неглупый сценарий, замечательная Лядова, мастерская режиссура нашего голливудского соотечественника Вадима Перельмана, саундтрек, яркие герои и узнаваемые ситуации.

Метод (2015, 1 сезон, готовится продолжение)

Продюсерский проект Александра Цекало для Первого канала, попытка снять психологический триллер «западного» уровня. «Метод» повествует о нелюдимом следователе Родионе (Константин Хабенский), легендарной личности, способном проникать в мысли опасных маньяков. К нему в напарницы попадает совсем юная стажерка с поэтическим именем Есения (Паулина Андреева), имеющая свои мысли насчет наставника и личные счеты с преступниками.

«Метод» получился несколько ненатуральным и неестественным, чрезмерно увлекшись копированием «Декстера», «Настоящего детектива» и «Лютера», но для отечественного телеэфира стал прорывом. Сериал выкупил Netflix для трансляции в других странах, что для Цекало предмет отдельной гордости и маркер того, что все идет правильно. Паулина Андреева окончательно превратилась в звезду, а остросоциальный режиссер Дмитрий Быков («Майор», «Дурак») покатился по наклонной — в 2017 году он снимет для Первого «Спящих» и навсегда потеряет свою либерально-оппозиционную аудиторию.

Домашний арест (2018, 1 сезон)

Сериал, придуманный и написанный для ТНТ Семеном Слепаковым. «Домашний арест» понравился в этом году, кажется, всем и каждому — и условному Юрию Дудю, и Никите Михалкову. Сатирическая комедия о мэре-взяточнике (Павел Деревянко), которому назначают домашний арест по месту прописки — в коммуналке, где проживают простые граждане, и у каждого есть персональный повод ненавидеть запертого с ними чиновника.

Режиссером выступил автор культового «Бумера» Петр Буслов. «Бумер» и «Бригада» — это главные артефакты 90-х и нулевых, а «Домашний арест» имеет все основания стать артефактом поздних 2010-х. По нему через десяток-другой лет мы будем сверять воспоминания об эпохе и стране.

Случилась важная смена декораций: из бандитских драм в трагикомедию про чиновников-нуворишей. Была ли в этом задумка Слепакова, вышло ли это случайно естественным путем — в конечном счете среди всех обитателей коммуналки и жителей собирательного городка Синеозерска наименее неприятным человеком выглядит вороватый мэр. Восторженный Михалков увидел в «Домашнем аресте» нового Гоголя, но это скорее старая Айн Рэнд.

Звоните ДиКаприо! (2018, 1 сезон)

Экзистенциальная драмеди о словившем звезду сериальном актере (Александр Петров), которого больно опускает на землю обнаруженный в крови ВИЧ. Петров, набравший популярность в непритязательных «Полицейском с Рублевки» и «Гоголе» уверенно выдает здесь свою лучшую роль.

Смотреть «Звоните ДиКаприо!» до духоты некомфортно: не самые симпатичные герои концентрированно попадают в максимально непростые жизненные ситуации, а сами ситуации предельно правдоподобны, архетипичны и понятны каждому. Ночной кошмар, а проснуться невозможно. Сделал «Звоните ДиКаприо!» Жора Крыжовников — режиссер обоих частей «Горько!» и большой любитель знаков препинания в названиях.

Фотографии с сайта kinopoisk.ru
Вадим Пашин, IRK.ru