image

Приподняться над плинтусом: российской экономике предсказан годовой рост

На злобу дня
11:19
11 600 просмотров
Михаил Ростов
фото: freepik
фото: freepik

На исходе минувшего года «карманные» эксперты щедро кормили нас оптимистическими плюшками: дескать, худшее для российской экономики уже позади, она сумела освоиться в новых условиях, возникших после начала спецоперации, и теперь непременно начнет выкарабкиваться на траекторию роста.

Нельзя сказать, что оптимизм абсолютно лишен смысла. Конечно, всё могло быть гораздо хуже, чем на самом деле. Во всяком случае, промышленный спад на 3 процента (в такую цифру оценивают итоги прошлого года в министерстве экономразвития) – это даже лучше, чем в 2020-м году, когда мировая экономика оказалась зараженной коронавирусом. 

Впрочем, опасность среднестатистических данных общеизвестна. Анекдотическое выражение о средней температуре по больнице возникло не на пустом месте: у одних больных горячка, у других еле-еле душа в теле, а в целом - 36,6. Так и у нас. Статистическая «лепота» является производной от показателей всего в двух отраслях российской экономики: строительстве (плюс 5 процентов годового роста) и сельском хозяйстве (плюс 10 процентов годового роста). В то же время в других сферах экономической деятельности ситуация либо плохая, либо очень плохая. 

К последней категории относится не только автомобилестроение, ставшее жертвой своей чрезмерной зависимости от зарубежных компаньонов, но и авиастроение, судостроение, производство железнодорожной техники. Очень сильно пострадала газодобыча, утратившая значительную часть заграничных рынков сбыта. Из-за роста цен и падения реальных доходов населения упали обороты розничной торговли (особенно в непродовольственном секторе). 

Но именно то, что на экономическом сленге именуется эффектом низкой базы, а в просторечии называется «упасть ниже плинтуса», даёт нам шанс добиться быстрого подъема. 
Худо-бедно, но сегодня ожил даже агонизирующий автопром. Работают АВТОВАЗ, ГАЗ и УАЗ, обещано возобновление работы «Автотора» и «Соллерса» (в прошлом тесно связанного с череповецкой «Северсталью»). В свете международных событий не приходится удивляться росту активности в отраслях, прямо или косвенно работающих на «оборонку» - металлургии, приборостроении, производстве компьютерной, электронной, оптической техники. Ожидается и восстановление розничного рынка: за минувший год рост сбережений населения (как в коммерческих банках, так и «под подушкой») приблизился к 6 триллионам рублей, и если хотя бы часть этой гигантской суммы вернется в торговый оборот, то он просто обречён на быстрый рост. 

 
Словом, даже самые отъявленные скептики предсказывают сохранение экономических показателей на уровне не ниже нынешнего, а более жизнерадостные аналитики обещают экономический рост от 1-2 до 5-6 процентов годовых.