На злобу дня
578

Прокуратура не нашла нарушений у «Ритуала» в работе по восстановлению Введенского кладбища

Работы продолжаются. Но время упущено, хорошая погода уже вряд ли вернется в этом сезоне. Финальное восстановление по вине «особо бдительных» «проверяльщиков» в лице неутомимых вологодских горе-«активистов» будет отложено на будущую весну. Это, конечно, не так смертельно, но досаду реконструкторов исторического объекта можно понять: им хотелось завершить восстановительную работу еще до холодов

Но - по порядку. О восстановительных работах властей на мемориальном Введенском кладбище в Заречье Вологды журналисты городского портала «Вологда-Поиск» писали не раз. 

Напомним основное. Много лет этот мемориальный некрополь стоял почти заброшенный. Хотя, конечно, здесь прибирались сотрудники МУП ДГХ «Ритуал-Спецслужба». Они выпиливали старые деревья, прометали дорожки, чистили территорию и косили траву все эти годы. С 2011 года на кладбище стали активно помогать добровольцы: те, у кого здесь похоронены были лет 50-60 назад родственники. В основном это – пожилые люди. Летом 2018 года здесь обосновалась православная община, назначен и настоятель почти разрушенного храма Введения Богородицы – отец Тимофей Левчук. Прихожане стали облагораживать храм и территорию вокруг него. Очистили площадку от мусора и кирпичей, внутри появилось убранство. Храм оброс лесами, с крыши срезали многолетние березы, его накрыли крышей. Стали вестись православные службы. Проведены грандиозные восстановительные и ремонтные работы. Кладбище признали  мемориальным: на нем давно не хоронят. В 2016 году признано объектом культурного наследия. Стало меньше бомжей, закладчиков, а также мусора.

Летом 2019 года объект посетил мэр города Сергей Воропанов. Обещал помочь. И все закрутилось! Кстати пришелся 180-летний юбилей известного мецената из вологодского Заречья – Христофора Леденцова. Он похоронен тут же, недалеко от храма в 1907 году. Приняли программу действий, создана комиссия к юбилею, работу ее курировала администрация города. Проделана гигантская работа: вывезена и отреставрирована уникальная ограда семейного захоронения купцов Белозеровых-Леденцовых длиной 32 места, облагорожено само захоронение. Отсыпаны дорожки, убраны сотни старых и угрожающих деревьев. Дни юбилея прошли на славу. Приезжали родственники Леденцова, возле университета в центре Вологды меценату поставлен памятник. 

Об одном жалела директор МУП ДГХ «Ритуал-Спецслужба» Наталия Павлова: к 24 июля 2022 года, когда отмечали 180-летие земляка, не успели по разным причинам восстановить красивые, почти разрушенные ворота-столбики и вообще входную группу с оградкой.

- По старинным чертежам мы восстанавливали эскизы новых кирпичных столбов на входе, на них будут установлены новые ворота, - радостно делилась планами с нашим порталом Павлова в июле 2022 года. 

И работа началась в августе! Завезли кирпичи, другие стройматериалы. Уже  взметнулись ввысь опорные металлические балки. Журналист «Вологда-Поиск» лично следил за работой и также радовался новшествам вместе с Наталией Павловой. Ведь так все красиво должно было быть! А главное – скоро в городе появился бы еще один отреставрированный красивый объект!

Но не тут-то было! В начале сентября в соцсетях появились тревожные публикации тех, кто  привык, ничего не делая и не создавая сам, следить за созидательной  работой других, а главное – строчить кляузы в разные проверяющие инстанции и тормозить хорошие дела. 

- Ну, вот и все, последний (самый хорошо сохранившийся) столб входной группы Введенского кладбища сравняли с землей, - истерично, без знания матчасти написала одна из «активисток» с педагогическом филологическим обрзованием. -  Ворота были построены из красного кирпича так же, как и холодная и теплая церкви на кладбище.

Дальше шли плаксивые интонации про «кирпичи», «сохранение», «основания столба», «массивные камни», «снос..».  Трещали слова «новодел», «комитет», «прокуратура», «охрана», «ОКН».  «Я написала обращение с просьбой "срочно", отправленное 12 дней назад. Необратимость процесса (т.е. полное уничтожение памятника) - вот сигнал, которого ждут в таких случаях. А случаев таких мы видели немало», - писала горе-надзорщица, как обычно бывает в таких случаях, применяя риторику «градозащитников»: «заливка бетонных столбов, тревога, историческая кладка, XIX век…» Все это как водится, прикрывалось «мнением горожан» и подавалось под соусом: «Неравнодушные вологжане отправили обращение в комитет по охране объектов культурного наследия города Вологды с просьбой срочно ответить на вопросы о наличии лицензии… Градозащитники заявили, что на лицо полный снос объекта, а ни какое не восстановление». Или вот:  «На баннере реставрации памятника XIX века, каковым является входная группа кладбища, нет информации, которая бы давала нам основания думать, что памятник в надежных руках: ни названия курирующего архитектурного бюро, ни сроков работ, ни номера акта, разрешающего данные работы». 

В начале октября другое интернет-СМИ отметило: «В соответствии с приказом комитета от 26 декабря 2016 года № 454-О "О включении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательного места Комплекс Введенского кладбища XVIII–XIX вв. и Ансамбль зданий 198-го пехотного Александро-Невского полка (Красные Казармы), 1911 г. в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве объектов культурного наследия регионального значения“ кладбищенские ворота являются ценным объектом историко-градостроительной среды и входят в предмет охраны объекта культурного наследия», - будто бы заявили в ОКН.

Далее: «Согласно требованиям к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в зоне РДМ-2 разрешаются реконструкция и ремонт с реставрацией ценных объектов историко-архитектурной среды на основании проекта, согласованного с госорганом охраны объектов Вологодской области. Необходимость объемов реконструкции (всего объекта в целом, отдельного здания, фасадов, интерьера, отдельных элементов) подтверждается историко-архивными исследованиями. Запрещается снос, разрушение объектов культурного наследия, ценных объектов историко-градостроительной среды, а также рядовых объектов историко-градостроительной среды», - заключили в ОКН. 

Но. В связи с тем, что сами ворота объектом культурного наследия не являются, их восстановлением может заниматься организация без лицензии. 25 августа ОКН вручил предостережение о нарушении требования законодательства. Также материалы о правонарушении были направлены в УМВД России по городу Вологде. Проектная документация по восстановлению входной группы поступила в ОКН 5 сентября. Она находилась на рассмотрении как и положено - 30 дней.

Между тем хорошая погода, стоявшая в Вологде весь август и частично – сентябрь, сработала против работников «Ритуала». Время было безвозвратно потеряно.  

- Из-за этих публикаций наши работу на входной группе остановили, - расстроено рассказала журналисту портала «Вологда-Поиск» Наталия Павлова еще в конце сентября. А у нас все законно, документы все получены. Две недели стоим, и когда закончим, теперь уже не понятно. Всю погоду хорошую пропустили… 

И вот – 31 октября мы снова на Введенском. Работа кипит, бригада рабочих трудится в дождь, ветер и снегопад. Столбики начали приобретать свои первоначальные очертания.  

- Мы останавливали работу, направляли проект на согласование. Его согласовали, и не могло быть иначе! Вновь начали работы. Нормально все. Прокуратура? По-видимому, не нашла нарушений тоже. А вот сроки пропали. Теперь со штукатуркой проблемы, уже ясно, что придется перекрашивать столбы в теплое время, - подытожила почти приключенческую историю столбиков Павлова.

Вот так. Что это было? И кто накажет за срыв сроков государственного исторического объекта излишне ретивых и рьяных граждан, которым нечем другим заняться? Помогли бы лучше! Ведь на территории исторического  кладбища волонтеры провели за 11 лет уже не один десяток субботников. Авторов посланий в прокуратуру, к сожалению, мы там не видели ни разу. Таким не дают покоя лавры неэффективных правдоискателей.

Ирина Попова