Общество
665

Сегодня, 22 июня, отмечает 85-летие вологодская учительница Екатерина Козенкова

 
Эта маленькая и проворная вологжанка отмечает  в День Памяти и Скорби юбилей – 85 лет. Для своих лет она выглядит прекрасно. Еще бы! Почти сорок лет она отдала работе с детьми – была учителем физкультуры в школах Вологды и Архангельской области. 
 
Судьба Кати Шороховой - почти готовый сценарий для сериала. В ней сплелись и добро, и запредельное зло.  Через всю жизнь пронесла Козенкова память о своем бедном детстве и о тех, кто ей помог. 
 
- Жили мы очень трудно, - вспоминает сегодня Екатерина Яковлевна. – Крохотная  комнатка в коммуналке, нас было четверо детей. Папа Яков Александрович был родом из цыган. Взял  в жены маму – деревенскую простушку Анну Александровну. Ему говорили: «Не бери из деревни, ты же городской». Но он хвастливо отвечал: «У нее коса до пола!»  Коса у мамы и впрямь была огромная, тяжелая. В 1942 году папа умер от сердечного приступа, получив повестку на фронт. Гроб на лошади мы с мамой отвезли на Введенское кладбище. Мама все плакала: «Как жить будем?..»
 
Жить на самом деле было невероятно тяжело: Катина мать бралась за любую работу: шила тысячи флажков для железной дороги, мыла, стирала, сторожила. Как-то мать заболела, и 11-летняя Катина сестра Тоня за тарелку супа в день устроилась стирать вручную белье для детсада №10. Весь двор был увешан полотенцами, простынями и пододеяльниками. Тут же возле сада была вырыта траншеями на случай бомбежки. Туда Катя бежала с братьями во время налета. Холод, голод, похоронки, карточки, очереди за хлебом  не забыть никогда. Однажды Катя потеряла карточки – вся семья на неделю осталась без хлеба, таскали из мусорного ведра картофельные очистки и жарили на угольках. Заработав за день стакан крупы, мать раскатывала ее бутылкой на столе, варила кашу и суп, а утром дети ползали по полу и пальцем водили  - в надежде найти крупинки. Однажды 4-летний малыш Леша наелся на помойке гнилой клюквы и умер. Лешу отвезли на той же лошади и похоронили рядом с отцом. От голода и холода пришлось продать последнюю кормилицу – швейную машинку «Зингер». Тогда маму Кати наняла соседка  по коммуналке. Надо было стирать ее и ее сестры, ссыльной из Питера, белье. А дети носили  бидонами воду с колонки. За это она давала тонкие кусочки хлеба, а матери -  платила.
 
 Это были совершенно необычные, отчужденные от нас женщины, - вспоминает  сестер Корсаковых  Козенкова.  Одевались бедно, всегда черные юбки до пола, какие-то крылатые накидки, жили без занавесок.  Очень замкнуто жили, ни с кем не разговаривали.  А вообще все жили все очень дружно. 
   
Уехав на учебу, Катя не думала о деньгах: мама каждый месяц присылала ей «стипендию» от соседки Марии Корсаковой – та помогала ей по доброй воле  Марии Корсаковой. А ведь семья жила в страшной нищете, ни одежды, ни еды не было. Не говоря уж о билетах на проезд до чужого города, общежитие и учебники. Но Мария Павловна Корсакова твердо сказала ее маме:  «Об этом не беспокойтесь. Помогу деньгами».  Настоящая благородная дворянка!
 
Потомственная дворянка, выпускница Питерских высших женских Бестужевских курсов, доктор наук, химик, Член Русского химического общества, автор пятидесяти печатных работ по микробиологии, о механизме восстановления нитратов, о трифенилметиле, процессах в навозе,  работы Марии Павловны Корсаковой печатались даже в «Известиях АН СССР». А в журнале «Микробиология»  опубликована ее статья «Донные отложения как источник вторичного загрязнения рек». Правда, в это время она уже три года жила в качестве репрессированной как враг народов в вологодской ссылке, на улице Герцена в Вологде.  Как раз на одной коммунальной кухне с Катиной семьей и работала  в «Санбак-институте» на Советском проспекте. Но кто  про это тогда знал?..
 
За год до окончания Катиной учебы, в 1955 году Мария Павловна умерла вслед за своей сестрой.  Ее мама рассказывала, что перед смертью благодетельница выдала ей сумму для Кати на год вперед. 
 
Прошли годы. Катя успешно выучилась. Всегда отлично работала в школах Вологды. Ее открытые уроки физкультуры, соревнования и другие мероприятия в третьей, одиннадцатой  школах Вологды пользовались большим успехом.  По ее признанию,  за 35 лет работы всегда встречались только хорошие  люди, ее никогда не ругали на педсоветах, пачка грамот,  благодарностей и фотографий с выпусками не умещается в шкафу. Она счастлива! 
 
Сегодня она собрала своих подруг и учеников в уютной квартирке на улице Чернышевского. Пойдут воспоминания, рассказы от детях, внуках и даже правнуках. Путь-то какой длинный пройден!