Общество
1 809

Схватки: очередная горячая точка на карте угрожает большим пожаром

Расстояние – понятие относительное, особенно в эпоху научно-технического прогресса.  «Куба рядом», - утверждали авторы популярной советской песни 70-х годов, и за прошедшие полвека Куба, да и вся Южная Америка, естественно, стали еще ближе.

Поэтому события, разворачивающиеся на севере латиноамериканского континента, не могут оставить нас безразличными. По информации портала «Военные новости мира», войска Венесуэлы сосредоточились вдоль границ соседнего государства Гайаны и готовы к вторжению. По данным «ВНМ», венесуэльцы уже провели артиллерийскую подготовку, вынудив малочисленные подразделения гайанских пограничников отступить вглубь страны…

Причины давнего конфликта между Венесуэлой и Гайаной стары, как мир. Венесуэльцы еще с XIX века претендуют на 160 тыс. кв. км. территории Гайаны, что составляет почти 65% площади страны. Причем гайанская провинция Эссекибо, ставшая «яблоком раздора» между двумя странами – не просто кусок земли размером с Грецию. В недрах Эссекибо обнаружено такое изобилие полезных ископаемых (от нефти до алмазов, от золота до бокситов), что сравниться с ней может разве что Российская Федерация.

Заметим, что в случае большой войны шансы Гайаны устоять против Венесуэлы были бы микроскопичны, поскольку население Венесуэлы – порядка 30 миллионов человек, а население Гайаны – менее 800 тысяч человек. Но есть обстоятельства, способные кардинально изменить соотношение сил. 

Во-первых, на стороне Гайаны может выступить самая большая и могущественная страна Латинской Америки – Бразилия (ее население составляет порядка 218 миллионов человек, вооруженные силы превышают 330 тысяч солдат и офицеров). 

Во-вторых, вряд ли останутся в стороне Соединенные Штаты Америки, много лет находящиеся в состоянии «холодной войны» с леворадикальным политическим режимом Венесуэлы. Конечно, США вряд ли отправят в поддержку Гайаны свои воинские подразделения, но наверняка обеспечат гайанцам серьезную военно-техническую и финансовую помощь. 

В-третьих, заинтересованная поддержка может быть оказана Гайане еще одной супердержавой – Индией. И не только потому, что этнические индусы составляют чуть меньше половины населения Гайаны, но и потому, что Индия является одним из крупнейших импортеров гайанской нефти.   

А какой в этой ситуации может быть позиция России? Положение нашей страны осложняется тем, что она находится в дружеских отношениях и с Венесуэлой, и с Бразилией. Поэтому, скорее всего, мы сохраним нейтралитет, а возможно и станем посредником в урегулировании назревающего военного конфликта в политическом «подбрюшье» Соединенных Штатов Америки.