Общество
588

Старая деревянная и каменная Вологда, которая есть, но ее «как бы» нет

Скоро наш древний город отметит очередную «дату рождения»  – 875 лет. За прошедшие столетия любимая Вологда десятки раз подвергалась разрушительным напастям. Город горел, терпел засуху и наводнения. Менялись правители и эпохи. Но больше всего страдает природа и все, что построено человеком – от самого же человека. В нескольких предыдущих материалах о старых домах Вологды мы рассмотрели старые постройки Вологды с точки зрения мистики и привидений в них, поговорили о череде бесконечных поджогов в деревянных зданиях, после которых они безвозвратно гибнут или пугают обгорелыми остовами горожан. Но с ними, по крайней мере, все ясно: их судьба предопределена. Рано или поздно дома снесут. Но есть в городе группа домов, статус которых и судьба на первый взгляд не ясна. Рассмотрим лишь четыре дома, хотя таких в городе гораздо больше. Это – наиболее яркие и очевидные примеры.    

Неблагоприятной зоной зовут ученые-аномалисты и УФОлоги «старинное» Заречье. Особенно - квартал улиц Рубцова, Гоголя, Набережной VI Армии и Энгельса. Нередки там случаи криминального  и даже суицидального характера. К примеру, из дома на улице Гоголя лет шесть назад пропал молодой человек. Спустя три дня его нашли повешенным в брошенном здании Скулябинской богадельни на Набережной VI Армии, 63. В течение двух лет в этом квадрате добровольно расстались с жизнью еще трое мужчин. Здесь и находится наш первый «дом-призрак» - самый мистический особняк Вологды. Это - одно из первых каменных зданий в Вологде, построенное приблизительно в 1780 году. В семидесятые годы ХХ века историки выяснили, что в 1848 году дом тогдашний владелец купец Скулябин передал городу для богоугодного заведения – богадельни. Искатели старины находили тут даже «дореволюционные» кости младенца. В годы СССР на трех этажах дома располагались обычные коммунальные квартиры. Лет семь назад дом купили. Три года назад я обнаружила возле дома костер, его развели рабочие, которые поведали: новая хозяйка велела им сгребать и жечь мусор. Внутрь рабочие не заходили, там все обветшало. В апреле я снова ехала мимо: вокруг опять мусор, здание по сравнению с прошлым разом заметно «разошлось» по центру на две неравные части. Официальная информация такова: «По состоянию на 2016 год памятник находится в аварийном состоянии. Внутренние конструкции разрушены, интерьеры полностью утрачены. Окна отсутствуют. В 2010 году проведены противоаварийные работы, однако планировавшаяся комплексная реставрация так и не была начата». Кому принадлежит сегодня старая богадельня и что впереди – сплошной туман. А ведь когда-то этому красивейшему зданию писатель Валентин Пикуль посвятил целый роман! 

В самом сердце Вологды надрывает душу историков и краеведов еще одно примечательное,  тоже очень красивое здание. Величественный дом Пузан-Пузыревского на улице Герцена, бывшей Екатерининского-Дворянской, номер 35. Дворянин Пузан-Пузыревский построил особняк в 1838 году с мезонином и бельэтажем. Спустя 30 лет оно было серьезно перестроено. В 1918-м здесь располагалось посольство США, а с 16 июля 1997 года базировалась постоянная экспозиция частного музея дипломатического корпуса, посвященная пребыванию в Вологде 11 иностранных посольств и миссий. Но, поскольку, статус собственника был до конца не определен, музей был закрыт осенью 2012 года, а его «начинка» - вывезена. Теперь он стоит и разрушается на глазах, кто его собственник - не очень понятно. По слухам, какие-то дельцы из Нижнего Новгорода или Владимира. 

…За дом номер 34 по улице Воровского вологодский фотохудожник Леонид Стариков практически отдал жизнь. Он прожил здесь почти 20 лет с 2002 года. Красивейший деревянный «дом купца  Шахова» 1892 года постройки сгорел в ночь с 5 на 6 октября 2021 года. До этого его признали памятником федерального значения, и Стариков долго был его единственным жильцом и духовным хранителем. «Спасаю, охраняю, ремонтирую дом за свой счет, - рассказывал  мне Леонид Васильевич в 2018 году, когда я побывала у него. - Дом вошел в Единый государственный реестр. Таких домов нет больше ни в России, но находится он в катастрофически аварийном состоянии, и виноваты  в этом отнюдь не привидения». Но 21 октября 2019 года Стариков умер. Провести противоаварийные работы и обеспечить консервацию руин дома Шахова обязаны собственники, коих, оказывается, несколько человек. Но от дома сегодня почти не осталось, и все разговоры о его восстановлении пока вызывают большие сомнения. 

Самая загадочная судьба в нашем списке – у еще одного дома на Зосимовской, 54. Это - знаменитый в прошлом дом работников «Севтранслеса». Говорят, что его пару лет назад  приобрели владельцы известного ресторана. Уникальный дом построили в 1935 году, второго такого в Вологде нет. Именно в этом доме, впервые в Вологодской области, были установлены ванны и появились первые полноценные ванные комнаты. Архитектура здания сочетает в себе элементы модерна и конструктивизма. До наших дней дошли оригинальный декор, балконные двери и окна. В 2017-м он был признан объектом культурного наследия. В 2020 году разработали проект реставрации дома, и изначально его планировалось сдать в аренду за 1 рубль в год. Однако 18 февраля 2021 года решением Вологодской городской Думы дом все-таки был выставлен на продажу. Двухэтажное здание, общей площадью 574,5 квадратных метра, и земельный участок, размером 1 337 кв.м., были оценены в 1 миллион 924 тысячи рублей.

29 марта 2020 года дом был продан, единственным участником аукциона и стала директор точки общепита. Говорили, что намерения у новых хозяев самые серьезные. Однако пока никаких подвижек в лучшую сторону горожане не увидели. А вот зато за очень снежную нынешнюю зиму дом резко «сдал»: массы снега подпортили крышу, балки. Выбиты стекла, дом ветшает просто на глазах. Продавцы продуктового дома напротив видят, что там регулярно «шныряют» темные личности. В январе 2022 года дом два раза горел. В соцсетях вологжане вспоминают, что когда-то здесь располагался военный госпиталь, и родители некоторых из них, ученики 8-й школы СЖД, выступали перед ранеными. А краевед-любитель Эдуард Захаров обнаружил любопытный факт: «Оказывается, этот дом построен для инженеров треста "Севтранслес". Естественно, что управляющий трестом "Устюглес" (будущий директор института "Вологдапромпроект") С. Н. Лукъянчиков в этом доме и поселился». 

Кто знает, может этому дому повезет больше, чем его трем другим собратьям по «угасанию»?..