На злобу дня
1 417

Тегеран-21: накануне в столице Ирана решали судьбу афганских талибов


Первоначально предполагалось, что саммит в Тегеране пройдет лишь с участием министров иностранных дел стран-соседей Афганистана – Ирана, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. В этом случае можно было ожидать традиционной для Востока беспредметной риторики о единстве мусульманского мира и безопасности суверенных границ. 

Однако происходящее заиграло новыми красками, когда было заявлено об участии в Тегеранской конференции двух сверхдержав – Китая и России. Правда, в иранскую столицу главы внешнеполитических ведомств КНР и РФ не приехали, ограничившись видеосвязью, но сути дела это не меняет. Аналитики отметили, что именно участие этих стран развернуло дискуссию в более конкретное русло. 

При этом стало очевидно, что политическое решение о невмешательстве во внутренние дела Афганистана, скорее всего, в дипломатических «кулуарах» уже принято. Во всяком случае, участники завершившейся Тегеранской встречи де-факто признали режим запрещенного в России  «Талибана», заявив об ответственности талибов за безопасность различных этнических и религиозных групп, а также признав необходимость экстренной гуманитарной помощи Афганистану, включая продукты питания и лекарства.  

И все же формального признания нового афганского режима (на что, возможно, надеялись талибы)  не последовало. Больше того, некоторые участники саммита жестко оценили беззаконие и насилие, царящие в Афганистане под руководством «Талибана». Особенно непримиримую позицию занял Таджикистан, представитель которого недвусмысленно заявил, что его страна (цитирую) «решительно осуждает все формы преследования афганского народа и не может оставаться равнодушной в эти тяжелые для Афганистана дни…»

Понятно, что позиция Таджикистана имеет особое значение для России. В этой стране расквартировано порядка 10 тысяч российских военнослужащих. Основа контингента – 201-я военная база, крупнейшая среди всех военных объектов России за рубежом. Кроме того, после передачи Таджикистану бывших погранзастав и погранпостов СССР здесь остались сотни российских граждан, выполняющих функции советников. 

И это лишь часть проблемы. По некоторым данным, через афгано-таджикскую границу идет примерно треть всего наркотрафика в Россию и далее – в Европу. Не говоря уже о том, что исламским экстремистам всегда было тесно в рамках государственных границ, и никто не даст  гарантии, что вместе с караванами наркотиков из «исламского эмирата Афганистан» к нам не потянутся террористы…