Общество
638

Теперь проезд в общественном транспорте по категории «дети войны» бесплатный?

 

Редакция газеты для одних читателей будто справочная, для других – орудие борьбы за правду. И те и другие в последнее время зачастили в «Нашу Вологду» с одним интересом: а правда ли, что  теперь проезд в общественном транспорте по категории «дети войны» бесплатный? В какие-то единичные автобусы их пускают, не спрашивая денег за билет, в остальных требуют плату. Как же на самом деле? Журналисты газеты адресовали этот вопрос перевозчикам. 

«Вам не положено!..»

В редакцию «Нашей Вологды» пришли две пожилые вологжанки и стали рассказывать наперебой. 
–  Моя подруга так же, как и я, «из детей войны», бесплатно ездит в городском транспорте, – говорит Валентина Михайловна Соколова. – А я все стеснялась, ведь нигде же – ни по телевизору, ни в газетах о таком не говаривали. Но все же решилась, вдруг напрасно деньги трачу. Села недавно на 23-й автобус на улице Дальней. Вместо покупки билета показала корочки – удостоверение детей войны. Кондуктор удивилась, мол, не знает про такое. Я ей про знакомую рассказала. Кондуктор пожала плечами: «Ну, раз ездит, так и вы езжайте…»  Но через час на 16-м маршруте автобуса нам бесплатно проехать не дали: «Не знаем никаких детей войны», – строго сказали. Так вы нам расскажите – имеем мы право или нет на бесплатный проезд?

– А я на маршрутах 9 и 23 показала корочки, так мне без слов разрешили ехать без оплаты, – радуется Тамара Павловна Жилина. – Недавно звонила диспетчеру одного перевозчика, так девушка-диспетчер  подтвердила: «Все верно! Дети войны могут ездить бесплатно!»

 А вот мнение другой стороны. Более трех лет работает в ПАТП-1 кондуктором Татьяна Козлова:
– Обслуживаем все основные городские маршруты – 6, 12, 15, 16, 17, 22, 25, 32, 37, 43, 48  и так далее. Помню, как к 9 мая 2017 года объявили акцию да и продлили навсегда. Но – только для участников войны. Нам, кондукторам, сказали: в области осталось таких всего 300 человек, льгот для других категорий нет. Если кто-то из нас разрешит проехать без основания бесплатно, попадет: уволить не уволят, но лишат премии от 5 до 25 процентов, на усмотрение начальства. 

Вместо детства – война, голод и работа 

Два раза в год – 9 мая и 11 августа Петр Иванович Талолин доставал из шкафа пластинку с песней Бернеса «Темная ночь» и крутил ручку старенького патефона. Песня звучала поразительно искренне и до мурашек. Мужчина наливал стопку и гладил белокурую головку Оли: 

– Не дай бог, дочка, тебе увидеть то, что видели мы на войне… – при этих словах отец плакал, а Оля цепенела и не знала, что сказать.

– Отца призвали на войну с первого дня, – вспоминает сегодня Ольга Петровна Шишаева, дочь героя. – У мамы было двое,  а он уже не молоденький был, 30 лет. Папа прошел всю войну, был контужен и ранен. Воевал на передовой, строил мосты, наводил переправы, вернулся домой 11 августа 1946 года.
Ольгу Петровну отец впервые увидел уже пятилетней  – она родилась спустя два месяца с начала войны – 25 августа 1941 года. После войны родились еще брат и сестра. Так и жили в небольшой комнатке деревянного домика на две семьи в деревне Слобода (теперь здесь – парк Мира). Пятеро детей, мать Мария Васильевна, отец и бабушка – восемь душ. 

– Страшная бедность была всегда, – грустно вспоминает женщина, – мама уборщицей трудилась, папа – пожарным, плотничал. Да и я работала с шести лет. В первый класс пошла в 1949 году – в тридцатую начальную школу, из Слободы к парку ВРЗ  – через кладбище, пешком! (Школа располагалась в доме Засецких на Ленинградской, 12.) Кладбище старалась пробегать с закрытыми глазами – до того страшно было, а потом привыкла.  Мама клала в мою холщовую сумку разрезанный пополам кусок черного хлеба – на весь день. Но школа от работы не освободила: после занятий шли с бабушкой жать, вязать колхозные снопы ржи, ячменя, летом пололи картофель, капусту. Дети постарше рубили капусту, возили навоз с ферм на поля. Плюс уход за малышами дома и свой огородик – детство вспоминать тяжело! 

Лениться Ольга Петровна и сейчас не умеет, дел много, поэтому и в городских автобусах она частый пассажир.

– Недавно ехала в 48-м автобусе, кондуктор сразу спросила, есть ли у меня какое-то удостоверение на льготный проезд, ведь мне 77 лет. Ответила, мол, принадлежу к категории «Дети войны». Она улыбнулась, ответила, что я могу проехать по таким корочкам, и вернула мои деньги. Следом и во второй  раз мне также повезло. А в третьем автобусе кондуктор меня высмеяла, закричала и потребовала деньги. Я подала пристыженная. И всю дорогу кондуктор бубнила себе под нос, мол, обнаглели эти ветераны, им все бесплатно подавай. Так есть у нас или нет льготы по проезду? Ведь мы всю жизнь трудились, я вышла на пенсию федеральным льготником в 1996 году, были льготы и на транспорт, на телефон, на услуги ЖКХ. И мы уже привыкли к ним. Но в 2005 году прошла монетизация, все льготы сняли. Спасибо, что с 2008 года  стали как детям войны доплачивать 650 рублей, а потом – 750 в месяц.

В Вологодской области:

  • 82 800 человек  –  пенсионеры по старости; 
  • 67 000 человек  – дети войны;
  • 6000 человек – ветераны войны и тыла.
  • В Вологде 16 460 человек – дети войны.
  • 750 рублей – доплата к пенсии детям войны на Вологодчине;

Для сравнения: 10 тыс. рублей ежемесячно – дополнительно полагается этой категории в Ненецком автономном округе, а в Алтайском крае дети войны не получают никакой материальной помощи.

 

Автобус – не собес

Заместитель директора по перевозкам АО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» Елена Юхневич пояснила:

– Льгот у детей войны нет! А кондукторов, которые нарушают наши правила проезда в транспорте, будем наказывать. Эта категория пользуется льготным проездным билетом по карте «Забота», его стоимость теперь 950 рублей. Льгота есть только у участников Великой Отечественной войны.

У частного перевозчика Александра Емельянова (маршрут № 29) другое мнение: 

– Все ведь зависит от человека. У нас существует индивидуальный подход: если видим, что бабушка или дед бедные, на вид больные или одинокие, – считаем, что 26 рублей нас не убьют. Невеликие это деньги! Эти люди заслужили уважение.

Жирную точку в разговоре поставил директор некоммерческого партнерства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» Сергей  Мальцев:

– Наши 13 маршрутов – не социальные, а общественный транспорт – не собес. Можно ведь пользоваться льготой по карте «Забота». Мы – не изверги и понимаем, что есть целый ряд категорий, которым необходима скидка: школьники, студенты, инвалиды. Мы всех возим. Но местный тариф 26 рублей – едва ли не самый высокий в России, а во многих городах РФ вообще все пенсионеры ездят за полцены, к примеру, от 17–22 руб­лей. Во многих регионах есть поддержка от местных властей, субсидии. Ранее у нас тоже были субсидии, теперь же ничего нет. Мы давно бы поменяли по лизингу весь парк машин. Но вынуждены отправлять их обратно:  купить новые не на что.

Городской активист Ольга Веревкина считает, что с общественым транспортом в Вологде давно пора навести порядок:

– Если бы только дети вой­ны страдали! Доходит до того, что из автобусов ночью и на мороз выкидывают детей, инвалидов, больных сахарным диабетом. Много лет борюсь за права горожан, и ничто меня не остановит!  

Как рассказала «Нашей Вологде» руководитель Вологодского областного общественного движения «Дети войны» Маргарита Леонидовна Шадрина, разработанные в Госдуме пять законопроектов о детях войны лежат без движения уже много лет:

– Последний отклонен 6 ноября 2018 года – за него проголосовал лишь 101 депутат из 450, – подытожила тему Шадрина. Осенью будущего года она снова намерена ехать в столицу – везти инициативы от наших земляков о расширении льгот для детей войны.

Ирина Полетаева. Фото Sputnik Казахстан

Главные новости Вологды за неделю
«Алмаз» смог реабилитироваться, обыграв «Амурских Тигров» во втором матче
При этом череповецкая команда смогла «спустить» выигрышный матч до овертайма, а затем героически вырвать победу в дополнительное время
20-01-2025 635 просмотров