Общество
576

В Вологде со скандалом разобрали остатки исторического дома на улице Чернышевского

 

Последний в Вологде «Дом со штурвалами» (название дано по характерной резьбе на балконе), или, как он официально значится в реестрах памятников архитектуры, Дом купца Назарова, был разобран в ночь (!) на 26 октября. И это притом, что накануне комиссия из горадминистрации в сопровождении СМИ побывала на объекте. Чиновники заявляли во всеуслышание: здание отреставрируют. История вызвала крайне негативную реакцию в обществе, в первую очередь среди градозащитников. «Наша Вологда» попыталась непредвзято разобраться в скандале. 

История уничтожения

Дом купца Назарова на улице Чернышевского, 2 (официальный статус – памятник архитектуры регионального значения), уже несколько лет фигурирует в хрониках происшествий. После расселения в 2013 году многострадальное здание горело трижды, в последний раз, в августе 2016-го, оно лишилось всех внутренних перекрытий, но удивительным образом устояло. 

Что еще интереснее – уникальная резьба на балконе со стороны Чернышевского тоже сохранилась. Кстати, немного о «штурвалах»: всего в Вологде существовало три дома с таким декором, два из них были уничтожены, причем последний, на Пречистенской набережной, 18, относительно недавно – в 2014 году. 
После последнего пожара здание 1906 года постройки явно «нетоварного» вида, выходящее на одну из главных городских магистралей, прикрыли баннером. Несколько раз его выставляли на аукцион, и в августе этого года дом наконец ушел в частные руки. 

По итогам торгов, как значится на официальном сайте администрации города, здание с земельным участком за общую сумму 400 тысяч рублей приобрела вологжанка Камилла Абисарова. Нам удалось «раскопать» информацию о покупательнице: женщина работает врачом-гастроэнтерологом, имеет статус индивидуального предпринимателя. Предположительно, за сделкой стоит ее муж-бизнесмен: по нашим данным, собственник намерен открыть в здании кафе.

– Новый владелец здания на Чернышевского, 2, обязан восстановить его в первоначальном виде с учетом рекомендаций органов охраны памятников, и мы очень рады, что инвестор готов к такой работе. Это, безусловно, потребует от владельца солидных затрат, но надеюсь, что в конечном итоге мы увидим отреставрированный памятник, который станет украшением областной столицы, – прокомментировал итоги торгов мэр города Сергей Воропанов. 

Дом планировали «задвинуть» чуть глубже (на семь метров) в сторону набережной. Проект реставрации разрабатывало ООО «Научно-реставрационные производственные мастерские» под руководством Александра Юрманова, согласно этому документу, здание находилось в аварийном состоянии, его нужно было разобрать и аккуратно разметить те элементы конструкции, которые подлежат восстановлению, а затем – вместе с новыми деталями – собрать заново. 

Однако вечером 25 октября, как рассказали градозащитники движения «Настоящая Вологда», на объект пригнали экскаватор. За ночь двое рабочих снесли все здание, и к утру участок являл собой мрачное зрелище: развалины с торчащими посередине остатками одной из печей. Все части дома, независимо от маркировки, свалили в беспорядочную груду строительного мусора, знаменитый трехарочный балкон со «штурвалами» исчез. 

Следствие разберется

С учетом того, что совсем недавно, 29-30 сентября, в Вологде подобным образом «ликвидировали» бывший спорткомплекс «Труд», реакция общества на очередной снос оказалась предсказуемо негативной: судя по комментариям в социальных сетях, градозащитники и другие общественные деятели расценили это как продолжение уничтожения вологодской истории. К слову, сейчас отрезок дороги от «Труда» до начала улицы Чернышевского (по правую сторону) выглядит просто удручающе: горы развалин и мост в наполовину рабочем состоянии. Невольно вспоминается фраза из русской классики – «словно шел Мамай войной».
По словам главного специалиста областного комитета по охране памятников культурного наследия Даниила Русанова, по факту сноса будет возбуждено административное дело. 

– 25 октября в комитет поступила информация, что идет разборка Дома купца Назарова с применением тяжелой техники. У свидетелей возникли сомнения, что это делают реставраторы. Я выезжал на объект, следы применения техники увидел. Учитывая, что дом находился в неудовлетворительном состоянии, его нужно было полностью перебрать, промаркировать детали сруба и отбраковать те элементы, которые не подлежат реставрации. При этом выборка должна производиться в присутствии представителя комитета и авторского надзора, с обязательной фото- и видеофиксацией, – прокомментировал Даниил Русанов.

По его словам, на месте должен был использоваться гидроманипулятор (для извлечения частей здания), но никак не экскаватор. Затем уцелевшие части здания должны вывозиться на хранение. Пока, как рассказал чиновник, речь идет о чисто формальном нарушении (отсутствие уполномоченных лиц при работах, неполная фото- и видеосъемка), дальше будет устанавливаться, какие части здания уничтожены полностью. Пока собственнику грозит административный штраф – до 300 тысяч руб­лей, но если выяснится, что рабочие уничтожили то, что еще можно было восстановить, речь может идти и об уголовной ответственности. 
Что касается городских властей, то они, как и в случае с «Трудом», посетовали на недостаточные полномочия по контролю за работами. Заместитель начальника Департамента градостроительства Александр Борисовский подтвердил, что главный вопрос – насколько соблюдался метод реставрации, прописанный в 
проекте.

– В случае заключения о том, что работы проведены с нарушениями, мы можем рассмотреть вопрос о возврате земельного участка, так как собственник не выполнил условие договора о реставрации здания, – сообщил Александр Борисовский.

Ничего страшного?

В свою очередь, руководитель реставрационной фирмы Александр Юрманов считает, что ничего страшного с домом на Чернышевского (вернее, с тем, что от него осталось) не произошло. Правда, вначале функционер отказывался от комментариев, ссылаясь на то, что все подробности установит административное расследование, но затем все-таки пояснил некоторые детали. По его словам, балкон со «штурвалами» благополучно вывезен и находится на реставрации, а вот другие детали здания для нее непригодны. Также он подтвердил, что при разборке дома должна была работать техника: сделать это вручную не представлялось возможным – вся конструкция могла рухнуть на рабочих.

– Считаю, что в случае с Домом купца Назарова реально сохранить только балкон с декором. Остальные части конструкции, на мой взгляд, использовать нельзя, но давайте подождем заключения комитета по охране ОКН, – прокомментировал Юрманов. 

Впрочем, непосредственно переборку (или все-таки снос?) дома вела другая организация – ООО «Старград», имеющая лицензию Минкультуры на соответствующие работы. Нам удалось связаться с ее директором – предпринимателем Максимом Путятиным. 

– Сразу поясню по поводу экскаватора. Мы выбрали вечернее время, так как днем мешали пробки на Октябрьском мосту, где идет ремонт. Экскаватор подъехал со стороны Чернышевского и аккуратно наклонил ту часть дома, которая нависала над проезжей частью и могла на нее упасть. Гидроманипулятор подошел со стороны реки, – рассказал  предприниматель.

С его слов, все маркированные бревна были вывезены на хранение и обследованы. Вердикт: эти элементы здания использованию не подлежат – внутри они выгорели на 30% и вдобавок на 20% с лишним прогнили. Как заверил Максим Путятин, все материалы обследования переданы в комитет по охране ОКН. Как и Александр Юрманов, он считает, что единственное, что удастся спасти, – это балкон со «штурвалами». При этом бизнесмен утверждает, что получил разрешение на переборку дома от представителей авторского надзора, а вызывать на место представителей комитета ОКН в его обязанности не входит.
Но точку в этом деле, по-видимому, поставит только административное расследование. 

Мария Дмитриева, «Наша Вологда»

Главные новости Вологды за неделю
Что произошло после матча «Северсталь» - ЦСКА
В этой игре за «сталеваров» забивали те, кто давно этого не делал, но в победной раздевалке решено было отметить того, кто практически всегда на высоте
22-01-2025 728 просмотров