Валентина Матвиенко предложила использовать труд заключенных в рамках государственного и муниципального заказа

добрая новость
00:35
756 просмотров

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила использовать труд заключенных в рамках государственного и муниципального заказа. 

При этом спикер добавила, что в таком случае должны строго соблюдаться условия безопасности труда, чтобы не повторить печальный опыт, уже имеющийся у нашей страны. «Наша Вологда» отреагировала оперативно и проверила: исправление трудом в вологодских колониях - миф или реальность?

Исправление по-вологодски

Вологодскую ФСИН составляют 13 пенитенциарных учреждений. Формы содержания осужденных в них разные. Все зависит от тяжести совершенного преступления и от предыдущей биографии. Есть колонии-поселения для тех, кто преступил закон впервые. Такая, к примеру, находится в Грязовецком районе. Их сидельцы также находятся под постоянным надзором, но имеют несколько послаблений. Например, им разрешается носить обычную одежду. 

Два учреждения области имеют статус особого режима. Одна из таких тюрем находится на острове Огненном в Белозерском районе. Это исправительная колония № 5 для пожизненно осужденных мужчин. Особый режим предусматривает ограниченное количество свиданий и передач.

Есть и женские исправительные учреждения. Обе такие колонии работают по общему режиму. Это значит, что осужденные в них имеют больше возможностей для свиданий с родными и близкими, а также могут получать посылки и передачи. 

Рыночная конкуренция общего режима

В 10 из 13 исправительных учреждений есть свое производство. По Уголовно-исполнительному кодексу все заключенные обязаны работать в местах лишения свободы. Так, в женской колонии на ул. Левичева  в Вологде  производство налажено сразу по трем направлениям: сувенирные изделия, сборка продукции из гофрокартона, но самое массовое производство здесь швейное. Работники размещаются в трехэтажном здании. На первом этаже – раскройный цех, на втором и третьем – швейные бригады. 

Почти 240 мастериц выпускают более 50 видов продукции: форму для сотрудников ФСИН и постельное белье и спецодежду для крупных организаций.

– Формой обеспечиваем сотрудников системы. Остальное идет на продажу в сторонние компании. Мы работаем с крупными заказчиками. Весь товар проходит приемку, так что качество гарантируем. Да и если бы продукция наша была плохая, то невозможно было бы сбыть. А наши заказчики уже давно с нами работают, и все расходится. Возврата нет, – поясняет начальник цеха трудовой адаптации осужденных колонии № 1 Юлия Кундина.

Сотрудники колонии говорят, что почти 99% тех, кто сюда поступает, никогда не брали в руки швейные инструменты. Так что учить приходится с нуля. Для этого учениц пристраивают к опытным мастерам. Дальше уже все зависит от самих осужденных – от их желания чего-то добиться.

Профессия с надеждой на будущее

Даша Шукшина в цехе уже год, с первого дня пребывания в колонии. Говорит: поначалу было очень сложно укладываться в срок и выполнять норматив, но ей повезло с наставницей – та оказалась очень сильной швеей, и Даша быстро схватила все премудрости. Хотя в прежней жизни иголку в руках не держала. Не пришлось даже в детстве куклам одежду шить. В цех на третьем этаже, где трудится девушка, поступает уже раскроенная продукция, а здесь ее превращают в готовое изделие. 

– У каждой работницы своя операция. Мы сейчас шьем форму для сотрудников. Работа нравится, и опыт пригодится. Мне бы хотелось работать швеей и после освобождения. Потому что у нас есть на швейных фабриках рабочие места и там получают хорошую зарплату, – делится девушка. 

Эти планы  могут осуществиться только через 2,5 года, когда закончится Дашин срок, полученный за распространение наркотиков. Дома в Архангельской области ее ждут родители и маленькая дочка. До колонии у девушки не было профессии. Так что опыт швейной мастерской вполне может стать опорой для того, чтобы начать жизнь с чистого листа, надеется Даша.

Заплатить по счетам

В условиях рыночной экономики тюремное производство способно держать марку. Только за последний год выручка швейного цеха составила около 80 миллионов. Большая часть идет на модернизацию цеха – закупку оборудования, улучшение условий труда. Другая часть – это зарплата осужденных. Почти три сотни женщин в колонии № 1 должны по судебным искам, например по алиментам, и отдают свои долги как раз за счет зарплаты. Только в прошлом году благодаря производственному цеху они заплатили по искам 14 млн рублей.

Светлана Иванова – бригадир цеха и сейчас обучает мастерству новичков, а вот когда попала сюда три года назад, тоже ничего не умела. В прошлой жизни она – заведующая магазином, но вроде бы вполне благополучную карьеру сломали наркотики.  В колонии Светлана уже три года. Осталось еще четыре.

– Когда попала сюда – ничего не умела. Всему приходилось учиться.  Стремилась, работала хорошо. Мастера присмотрелись и выбрали меня в бригадиры, – рассказывает о своей новой профессии Светлана. 
Она как раз из тех, чья зарплата первоначально уходила на погашение искового требования. За три года удалось рассчитаться полностью.  Так что на свободу Светлана выйдет без долгов.

Современные технологии

Швейное производство является самым распространенным в пенитенциарных учреждениях. Такие цеха находятся почти во всех исправительных колониях области. Даже на острове Огненном пожизненные заключенные шьют форму для сотрудников ФСИН, а также рабочую одежду для самих себя  и на продажу. 

А всего в исправительных колониях Вологодской области работает несколько производственных направлений. Это и металло-, и деревообработка, сувенирная продукция. В колонии в Паприхе уже давно существует хлебопекарня, которая обеспечивает продукцией заключенных. 

Выезжают осужденные и на сельхоз- работы в такие предприятия, как «Майский» и «Пригородный», работают в поле, конечно же, под охраной. 

– Прежде чем создать производство, мы изучаем рынок, смотрим, в чем есть спрос. Рассылаем предложения по другим регионам и так находим заказчиков, – рассказывает заместитель начальника УФСИН по Вологодской области Валерий  Гусев.

Так, сейчас в четвертой колонии в Соколе создается совершенно новое направление – производство светодиодных осветительных приборов, как уличных, так и комнатных. Здесь же будут производить и пластиковые окна. То есть осужденные смогут освоить новую очень востребованную специальность, что в дальнейшей свободной жизни поможет адаптироваться и начать все заново, возможно, уже не преступая закон.

Татьяна Рыжкова