Криминал
944

Вологду потряс новый скандал с избиением детей

 

Очередной случай семейного насилия над маленькими детьми в Вологде стал поводом сразу для двух уголовных дел. Дикая история произошла в Лосте: родная мать и отчим избивали малышей, одному из которых два с половиной года, второму – всего семь месяцев. Журналист «Нашей Вологды» отправился на место трагических событий.

Странные травмы

Началась эта история 7 ноября, когда из дома № 21 на улице Профсоюзной в Лосте в областную детскую больницу в отделение травматологии приехала молодая мать Алена Казакова с 2,5-летним сыном. Женщина заявила, что мальчик повредил ногу, упав в лестничный пролет с пятого на четвертый этаж. Как позже расскажут доктора больницы, уже в тот момент это объяснение вызвало сомнения: у ребенка был перелом бедра, и характер травмы не соответствовал словам матери. Кроме того, мальчик явно пострадал за несколько дней до того, как его показали медикам.

25-летней маме предложили лечь в больницу вместе с ним. Та согласилась, но сказала, что ей не с кем оставить младшего 7-месячного сынишку, поэтому в стационаре она будет с обоими детьми. Врачи решили на всякий случай осмотреть и младшего – и ужаснулись: у малыша обнаружилась черепно-мозговая травма, пять ребер были сломаны, на теле – следы ожогов. Стало ясно, что «самостоятельно» получить такие травмы дети не могли, и доктора сообщили о маленьких пациентах в полицию.

В тот же день информация об избитых детях поступила в следственное управление СК РФ по Вологодской области. Подозрения пали на гражданского мужа вологжанки Рустама Айтматова. Ему вменили статью УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью малолетнего» и задержали, хотя девушка всячески пыталась выгородить возлюбленного. 

Меры воспитания

Мотивы вологжанки стали понятны через несколько дней: оказалось, что она тоже принимала участие в насилии над детьми. На сегодняшний день версия произошедшего, обнародованная следствием, звучит так: 2 ноября Рустам, напившись, избил старшего мальчика, причем мать никаких мер, чтобы защитить ребенка, не приняла. С 4 по 7 ноября супруги выпивали уже вместе, и младшего семимесячного малыша побили вдвоем (!).

Сейчас и Рустам, и Алена (ей, кроме побоев, светит статья о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей) находятся под арестом. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников по следам инцидента потребовал срочно провести служебную проверку органов опеки, расследование дела, как и в случае с 7-летним Степой, избитым в приемной семье, взял под контроль глава СК РФ Александр Бастрыкин. Уже 9 ноября следователи открыли еще одно уголовное дело – о халатности должностных лиц.
– Будут изучены все обстоятельства, включая действия или бездействие должностных лиц всех органов системы профилактики, в обязанности которых входит выявление и профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства, органов здравоохранения, а также органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы», – гласит официальное сообщение СК.

Под чужим именем

Если обратиться к прошлому обоих супругов, выясняется, что не заметить потенциально проблемную семью действительно мог только слепой. Рустам, по данным СУ СК, не раз попадал за  уголовщину, в том числе был осужден за тяжкое преступление. На момент скандальной истории с детьми он имел условную судимость и находился на испытательном сроке. 

Ранее молодой человек учился в ВГМХА, где о нем также отзываются нелестно: любил выпить, пьяным постоянно лез в драки. На его страничке в соцсетях, кроме признания в любви Алене, множество постов, намекающих или прямо указывающих на пристрастие к алкоголю. Кроме того, парень недвусмысленно дает понять, что гражданская жена мотает ему нервы. Следователи подтвердили, что конфликты в семье случались регулярно. Постоянного места работы Рустам не имел. 

Подробности биографии Алены тоже оказались, мягко говоря, неоднозначными. Как выяснилось, девушка в ранней юности родила сына, позже, в 20 лет, ее лишили родительских прав. Причем в то время соседи по дому на Проф­союзной знали ее не только под другой фамилией, но и под другим именем. Звали ее тогда Светлана Яблокова. По словам жильцов, уже в детстве девочка привлекала внимание: могла разговаривать сама с собой или разгуливать по району на высоченных каблуках в туфлях своей матери.  

Цветы жизни

Потеряв права на старшего ребенка, Светлана собрала вещи и уехала в Свердловскую область, где жила около года. Оттуда она вернулась с 7-месячным малышом, насчет среднего сына – того, которому два с половиной года, – мнения расходятся: кто-то говорит, что он проживал вместе с матерью под Екатеринбургом, кто-то – что оставался в Вологде у бабушки. 

Так или иначе, в квартиру в Лосте девушка вернулась с обоими детьми и, к удивлению жильцов, стала утверждать, что ее зовут Алена. По одной из версий, новые персональные данные понадобились, чтобы уйти от долгов. Наладить жизнь, впрочем, не удалось: по свидетельству соседей, у молодой матери как минимум несколько раз менялись кавалеры, пока в сентябре этого года не появился Рустам.

Жительница дома Нелли Макарова рассказывает, как вместе со следователями осматривала квартиру пары в качестве понятого. С ее слов, жилье было более или менее чистым, но запущенным.

– Одно слово – бардак. Вещи свалены в кучи, в холодильнике – шаром покати, только нож лежит. От мужика своего, что ли, прятала? – говорит женщина. – В одной из двух комнат – детская кровать, рядом бутылочка детская из-под молока, два халата ее валяются. Когда открыли дверь в ванную, я сразу попросила закрыть – запах невозможный от протухшего белья. Бутылок не видела, только одна стояла из-под пива, недопитая, на кухне. Но видно, что жили кое-как.

Нелли утверждает, что по голове били и 2,5-летнего мальчика (официальная версия – только перелом бедра), кроме того, следователи рассказали ей, что на животе у ребенка нашли застарелые синяки. Мальчик, по словам соседей, часто плакал, его крики слышали в подъезде. Нам не удалось найти подтверждение того, что кто-то из жильцов заявлял о неблагополучной семье в органы опеки, однако, как подчеркнул губернатор области Олег Кувшинников, такие обращения были. В частности, известно, что старший ребенок еще до этого случая не раз лежал в больнице, и врачи просили проверить его родственников. 

Снова увольнения?

Напомним, что совсем недавно, в конце лета, из-за упоминавшегося избиения в приемной семье 7-летнего Степы К.(мальчик до сих пор в коме), в управлении соцзащиты Вологды «полетели головы»: в отставку отправились начальник ведомства Григорий Поляков, а следом – и.о. Александр Кушев. Новым руководителем стал Игорь Умницын, но пока не похоже, чтобы со сменой главы поменялись методы контроля.

Как рассказал местным СМИ заместитель мэра Вологды по социальным вопросам Вадим Цепа, к властям обращались даже старшие члены семьи Алены (или Светланы?), но вместо экстренных мер власти ограничились поручением к соцслужбам подготовить письменные запросы. Разосланы поручения были 12 ноября – в тот момент и мать, и «гражданский отчим» уже сидели под арестом! 

– Думаю, в ходе расследования будет обращено самое пристальное внимание на оперативность реагирования, – коротко дополнил эту информацию Вадим Цепа.

Что касается самих малышей, то их состояние сейчас стабильное, жизни мальчиков, по данным СК, ничто не угрожает. Как уточнили следователи, решается вопрос о лишении матери родительских прав и о передаче мальчиков в специализированный дом ребенка. Остается лишь удивиться тому, до какой крайности должна дойти ситуация, чтобы судьбой детей заинтересовались и соседи по дому, и чиновники, и просто неравнодушные люди.

Фото со страницы Вконтакте. Имена и фамилии героев изменены.