Вологодские труженики подталкивают государство к открытию «дачной» биржи. Но так ли хороша идея?..
Вологжане – трудолюбивый народ как, впрочем, и все северные народы. Без этого в условиях сурового климата да и растущей дороговизны в торговых сетях сегодня выжить сложно. Ученые выяснили что, если, примеру, в США около 16 % жителей владеют дачами, то в России почти 80%. Это о чем-то говорит!
Наш народ умеет в большинстве своем производить качественную сельхозпродукцию и обеспечить себя ею с лихвой. Но вот беда: от урожая остаются излишки, и порой немалые. Приведем лишь пару примеров.
Ольга Ивановна давно на пенсии. Но по привычке продолжает ездить из Вологды в родительский дом за тридцать километров, где растит картофель, капусту, морковь. Каждый год клянется, что это «точно последний сезон», но раз за разом оставляет семенной материал и выращивает с мужем по 60-80 мешков картофеля. Продукт вырастает отменного качества: белейший на срезе, величиной с кулак, и даже с два! С большим трудом продает излишки от урожая после того, как забивает кессон доверху на хранение. Семья у пары огромная: два сына и дочь, внуки, но картофеля хватает всем до следующего урожая с избытком. «Раньше, в годы СССР, нашу продукцию принимали в школьные столовые, а теперь везде отказывают», - делится дачница с журналистом портала «Вологда-Поиск» своей проблемой. Приходится супругам распродавать продукт по дешевке иди даже развозить на своей машине по знакомым даром.
У вологжанки Тамары проблема несколько иная. Она одинокая, детей нет. На даче растит минимум всего, чтобы ей одной хватило на зиму. Но из равновесия выводят три родительские яблони на даче, которая осталась от папы и мамы. Ей, для того, чтобы получить гигантский урожай, даже семян не надо, ухода, полива или окучки как для картофеля – тоже. Но почти каждый год «трудолюбивые» деревья «родят» хозяйке не одну тонну высококачественной антоновки и сладчайшего яблока сорта «Башкирский красавец». «Теперь таких сортов и нет в продаже, вывелись, а машины у меня нет, - признается Тамара. – Дача в двух километрах от города. Ну, сколько мне одной надо? Максимум десять килограммов - на варенье, поесть и компоты без закатки поварить. Все».
Вот и умоляет каждую осень знакомых с машинами, мол, приедьте, соберите да увезите. Но знакомым тоже пары мешков в лучшем случае хватит. А нарастает мешков 15. Куда все это девать? Ей не справиться, и гниет высококлассный урожай советского еще образца на земле. Продавать Тамара не умеет, да и не хочет. Хлопотно и рискованно.
Но вот другие примеры. Их, как все очевидное, не заметить нельзя. Достаточно пролистать онлайн-группы муниципальных районов Вологодской области, чтобы понять, что в регионе все-таки идет активная продажа избытков сельскохозяйственной, лесной и прочей продукции. И процесс этот почти не контролируем. Хорошо это или плохо? Вопрос непростой и требует тщательного анализа.
Вот, к примеру, в Сямже продают «путики» соленые волнушки и: один литр - 300 рублей. Соленые грузди - черные, белые и желтые – за литр уже 800 рублей. А вот и сушеные грибочки - 250 рублей за 100 граммов. В Соколе крупный картофель продается по 250 рублей за ведро, мелкая отдается даром.
А вот целый «синдикат» в «промышленных» масштабах: Кадников, Сямжа, Чекшино Сокольского района. Сотрудники частной фирмы раскинули перед потенциальным потребителем крутой ассортимент. Да так, что слюнки текут при лицезрении фото: «Заказы на вкуснейшие полуфабрикаты и домашнюю тушенку по адекватным ценам. Домашняя тушенка, полуфабрикаты. Отбивные из свинины - 450 рублей, котлеты домашние – 380, классические голубцы со свиным фаршем, блинчики с мясом – 400, котлеты из филе индейки с морковью, биточки свиные, тефтели с рисом, фрикадельки, куриное филе, и филе индейки, скумбрия в масле, в томате, рулька пряная, язык свиной, ребрышки, каши, шашлык, фарш, смалец и даже варенье из клубники и малины!» Приложенные фото показывают чистоту производства, красоту и товарный вид продукции селян.
Или вот: «Отдам каши детские (название фирмы) гречневая - 1 пачка, мультизлаковая - 1 пачка, рисовая - 2 пачки». Или вот это: «Кому надо большие кусты многолетника, приезжайте в деревню такую-то в выходные…» И так далее. Мед, яблоки, молоко и сметана с творогом, дрова, навоз.
Ни в коем случае не подвергаем сомнению качество продукции или благие намерения продавцов и дарителей. Но возникают вопросы - и такого плана, и иные.
В наше время, когда нам твердят про качество и сертификаты соответствия и иные документы, особенно - на продукты питания, возникают вполне логично недоуменные вопросы: одно дело – купить дрова или торф, доски, кирпичи.
Но совсем иное, когда фермеры или перекупщики торгуют без разрешительных документов яйцами, молоком, медом, маринованными и солеными грибами, мясом, рыбой, тем паче - рыбой, шашлыком и т. д. Есть немалая доля вероятности того, что молоко может быт заражено лейкозом, яйцо – сальмонеллой, а мед и вовсе может оказаться просто - подкрашенным сиропом. Страшно представить, что может быть обнаружено в свинине, рыбе или консервированных грибах. А детское питание? Каково его происхождение? И такие случаи сплошь и рядом! И спросить не с кого! И ответственность никто не понесет!
В теории, конечно, можно отследить и найти продавца или производителя. Возможно, мы сгущаем краски, и все продукты - чистые, натуральные или, по крайней мере, безвредные.
Есть еще один аспект этого стихийного онлайн-рынка: продавцы сбывают продукцию совершенно «безнаказанно», не платя налоги.
А может, пришло время собрать вот таких продавцов, фермеров и производителей под одну (пусть и «онлайн!») крышу и создать под них «Народную сельхозбиржу?»
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии