Общество
740

Введенское кладбище в Вологде к концу лета преобразится: будет как «в старые времена»

В Вологде на Введенском кладбище в прошлом сезоне проведены грандиозные восстановительные и ремонтные работы. Это одно из шести городских кладбищ находится в старой Заречной части города, в квартале улиц Добролюбова, Карла Маркса, Чернышевского и Красноармейской. Ему более 160-ти лет, и там уже давно не хоронят. Оно давно стало мемориальным, здесь гуляют горожане с детьми и собаками, оно превратилось почти что в улицу – по ней удобно сокращать путь. И горожан давно не смущает, что это – некрополь. 
Кроме того, Введенское, на территории которого находятся могилы дважды Героя Советского Союза, летчика-истребителя Александра Клубова, вологодского мецената, купца первой гильдии Христофора Леденцова, десятков других уважаемых горожан разных эпох, признано в 2016 году объектом культурного наследия.

Более десятка лет здесь проводятся силами добровольцев, а теперь – и городских властей мероприятия по благоустройству. Лет пять назад Введенское стало предметом изучения историков, краеведов, общественности. За годы кладбище обветшало, могильники рассыпаются в прах. Городские власти летом 2020 года озаботились его состоянием. К 180-летию со дня рождения известного вологжанина - мецената Христофора Леденцова утвердили целую программу мер. «Список» мер поддержки полузаброшенного кладбища городские власти подкрепили и финансово. Наряду с массой мероприятий (памятная медаль, книга, брошюра для школ и вузов, фильм, памятник Леденцову в центре города) в планах – благоустройство семейного некрополя, где захоронен был наш земляк в 1907 году.

Прошлой осенью здесь появилась обновленная «входная группа». До сей поры вход на территорию был обозначен только четырьмя полуразрушенными столбиками. Перед входом на территорию теперь есть асфальтовая площадка, а сквозь все Введенское, вплоть до Воинских захоронений строители уложили двухметровой ширины тротуарную дорожку из плитки. 
Привели в порядок к юбилею и усыпальницы купцов Леденцовых-Белозеровых. Спилили десяток огромных сухих деревьев внутри ограды. Мастера промышленного альпинизма убрали с территории засохшие и угрожающие тополя. Осенью 2021 года сняли и отреставрировали  старинную ограду 19-го века. Ее длина - 32 метра, высота – 130-140 сантиметров. 
Еще раньше, в июле 2018 года при почти разрушенном храме Введения в храм Пресвятой Богородицы появились за 70 лет настоятель Тимофей Левчук и пришла община. Ее участники безвозмездно прикладывают гигантские усилия для восстановления.

Вот что рассказала журналисту городского портала «Вологда-Поиск» директор МУП ДГХ "Ритуал-Спецслужба" Наталия Павлова:

- За весну 2022 года на Введенском наши сотрудники провели огромную работу. Убрали и вывезли около шестидесяти огромных засохших деревьев. Получилось два контейнера по 27 кубометров – это только без веток. Такого большого объема работ мы еще не выполняли на этом кладбище. В планах - убрать еще часть мертвых деревьев. Стало намного светлее и безопаснее. С 10 мая вывозим потихоньку остальное, к юбилею Леденцова (а это 24 июля 2022 года) весь мусор вывезем.
Кроме того, по старинным чертежам восстановим эскизы новых кирпичных столбов на входе, установим на них новые ворота. Проезд на машинах туда будет запрещен, чтобы не разрушалось новое покрытие. Перед 9 мая мэр Вологды Сергей Воропанов принял нашу работу. В начале июля, в ожидании гостей на юбилей, подсыплем щебенкой тропу к обновленному некрополю Леденцовых. На большее пока нет средств. Но то, что уже сделано и будет завершено к концу лета – это, считаю, гигантский прорыв!    

- Наталия Александровна, посетители кладбища часто спрашивают: нельзя ли тут делать подзахоронения? Ведь вроде места рядом с некоторыми могилками немало?

- Ни в коем случае! По всем санитарным нормам это кладбище закрыто 60 лет назад. Хотите подзахоронить сюда? Кремируйте усопших, и крепите урну к имеющимся ограждениям без проблем. Вот такая «подзахоронка» не запрещена. Нарушений санитарии и вреда от праха нет. Его можно хранить даже дома, пардон, на тумбочке. 

- Часто можно видеть на Введенском горожан с собаками. Вроде, кладбище – не место для таких прогулок.

- Люди привыкли к этому месту, понимаю. Многие рядом живут. Им и идти-тот некуда, кроме как сюда. Но вы не представляете, сколько собачьих экскрементов рабочие кладбища отскребали ранней весной от нашей новой красивой плитки! Это – наша головная боль. Вроде, беседуем с людьми, чтобы убирали за питомцами, пока толку мало. Надеюсь на растущую сознательность.     

- И еще одно. Хожу сюда уже лет 40. Но только в последние 5-7 лет с печалью вижу, как стремительно исчезают с оградок дверцы, злоумышленники вырывают «с мясом» целые оградки – на металлолом. Пока не было общины, лично видела, как складировали прямо в заброшенном храме. Как остановить варваров?

- Это большая проблема. К примеру, в прошлом году недалеко от Пошехонского кладбища открылся пункт приема металлолома. Как итог – 120 заявлений в полицию за год о кражах с могил оград, дверей! Некоторые преступники не гнушаются воровать даже днем: пригоняют газели и увозят металл. Что тут посоветовать? Следить за захоронениями, писать заявления в полицию.   

Наталия Павлова отметила также, что работа по дренажу всей территории кладбища, особенно в самой заброшенной его «еврейской» части, которая граничит с могилами Воинского захоронения, продолжается уже не первый год. Совместно со специалистами Горводоканала прокапываются дренажные канавы, местность осушают. Также вырубаются деревья и кустарники по  периметру ограждений. И это дало поразительные результаты: уже стало значительно суше! Кроме того, к «гласной» части военных захоронений примыкает еще и «негласная» часть братских могил. Она видна невооруженным глазом и, по мнению Павловой, в ней могут быть захоронены от нескольких сотен до 2-3 тысяч погибших во время войны, в госпиталях Вологды. С этим участком некрополя тоже предстоит что-то решать. Таких масштабных преобразований здесь власти города не проводили, наверное, с самого начала существования кладбища.