image

«Женщины рабочих профессий: миссия выполнима». Бригадир Александра Мачужак

«Женщины рабочих профессий: миссия выполнима». Бригадир Александра Мачужак

Долгое время считалось, что рабочие специальности — исключительно мужское дело. Однако современная действительность опровергает эти стереотипы: всё больше женщин выбирают такие профессии, как машинист, сварщик, механик, кладовщик, электромеханик, и успешно в них себя реализуют, демонстрируя, что настойчивость и способности не зависят от гендера. 

Героинями проекта «Женщины рабочих профессий: миссия выполнима» стали простые труженицы, на которых держится наша страна. В этом проекте городской портал «Вологда-Поиск» рассказывает о жительницах Вологодской области, которые ежедневно вносят вклад в развитие своего региона. Эти женщины, уверенные в себе и готовые справляться с любыми трудностями на пути к своей мечте, заслужили уважение и признание благодаря своему труду.

Северная железная дорога (СЖД) – это один из 16 территориальных филиалов ОАО РЖД, который объединил часть железнодорожной сети Северо-Запада России. Здесь много различных подразделений, в которых работают тысячи людей различных профессий, объединенных одной задачей – обеспечение безопасности движения. 

Как считает наша героиня, на железной дороге много профессий, в которых без женщин не обойтись. Даже, если на первый взгляд они и кажутся мужскими.
Александра Мачужак - бригадир (освобожденный) предприятия железнодорожного транспорта. Она работает в подразделении СЖД, которое находится в Вологде, но относится к Котласской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций.

- Слово «освобожденный» в названии моей должности обозначает, что человек освобожден от части работ. Я не стропальщик и не крановщик. Моя должность предполагает контроль процессов погрузки, разгрузки и выдачи грузов клиентам. И, конечно же, контроль соблюдения правил техники безопасности и условий труда наших сотрудников.

Разгрузка-погрузка в нашем случае — это крановые работы. Работа на высоте всегда требует пристального внимания.

Александра Александровна в этом подразделении СЖД работает уже девятый год.

«Женщины рабочих профессий: миссия выполнима». Бригадир Александра Мачужак

- В свое время выучилась на мастера-прораба в Вологодском строительном колледже. Но до того, как пришла работать на железную дорогу, трудилась продавцом. Мой муж -  железнодорожник и мне хотелось попробовать свои силы на этом предприятии. Поэтому, когда появилась подходящая вакансия, я на нее откликнулась.

Я уже была немного знакома с работой дороги: в свое время, когда муж готовился к экзаменам, я ему помогала. Он лучше воспринимает информацию на слух, поэтому я ему читала, а он запоминал. Тогда уже и начала задумываться о СЖД.

Когда пришла сюда на работу, многому пришлось учиться, во многое вникать. Времени на обучение ушло достаточно много. Только одна стажировка новичка длится 14 смен. Мне было сложно перестраиваться, и после второго рабочего дня я даже подумала, что больше сюда не вернусь. Но взяла себя в руки и всему научилась.

И сегодня Александра Мачужак уверена, что, сменив профессию, не прогадала.

- Мне очень нравится моя нынешняя работа. Каждый день мы работаем с  людьми, отправляющими или получающими различные грузы. 

Кроме того, у нас здесь отличный сработавшийся коллектив. Все проблемы, если они возникают, решаем вместе.

Большую часть своего рабочего дня Александра Александровна проводит на свежем воздухе.

- Когда к нам приходит груз, маневровый тепловоз подает вагон на производственную площадку, и мы всей бригадой организуем процесс погрузки или выгрузки. Крановщик и стропальщики занимаются работой по своему профилю, а я, как руководитель этой работы, контролирую все процессы. Возникают вопросы – решаем их тут же. Например, подсказываю своим коллегам, какой груз нужно взять. Когда приходит груз в ящиках, надо понимать, что все они разной формы и разных размеров. И мы их выгружаем в соответствии со схемой.

Одна из частей работы бригадира предприятия железнодорожного транспорта – чтение схем погрузки и разгрузки.

- Умению читать профессиональные схемы специально нигде не учат, это умение осваивается в ходе работы. На схеме изображен вагон в нескольких проекциях (вид сбоку, сверху и с торца) и положение грузов в нем. Это называется спецификация грузов. Благодаря схеме мы видим, какой груз, где находится и что из себя представляет. Также на схеме указываются реквизиты крепления – те материалы, которыми мы должны груз закрепить. Исходя из этой информации, осуществляем погрузку или разгрузку. 

Каждый раз это определенная задача - заранее рассчитать по размерам грузов, в какой последовательности производить операции. На основании этих данных составляем схему. Бригадир и приемосдатчики (сотрудники, которые занимается приемом и оформлением первичной документации – ред.) должны все продумать, обсудить и лишь потом начать грузить.

Работы в этом подразделении СЖД достаточно много. И, как признается наша героиня, ее рабочий день занят полностью – сидеть некогда.

«Женщины рабочих профессий: миссия выполнима». Бригадир Александра Мачужак

- С 8 утра и до 5 вечера я постоянно занята. И надо признаться, мне нравится постоянное движение. 

Каждый рабочий день мы начинаем с планерки, в ходе которой распределяем актуальные задачи на день. Затем проводим инструктаж и идем работать с клиентами. К концу планерки у нас уже всегда есть те, кто приехал за своими грузами. 

Ближе к 11 часам дня нам на площадку подают вагоны, и мы идем работать по погрузке-разгрузке. Если в это время приходит кто-то из получателей, свою работу прерываем и идем выдавать человеку его груз.

Если человек не приходит вовремя за своим грузом, железная дорога будет его хранить.

- У нас есть такие грузы, которые хранятся по несколько лет. Хотя большинство грузов получатели вывозят достаточно оперативно.

Александра Мачужак думает над получением высшего профильного образования.

- Мне бы хотелось учиться дальше, потому что работа на железной дороге интересная. Думаю, что в качестве профиля выберу направление «Путь и путевое хозяйство», потому что моя сегодняшняя работа – часть этого процесса. Пока, в силу обстоятельств, не получается, но буду стремиться. Тем более, что у нас в организации получение образования приветствуется и оплачивается.

Свою дальнейшую карьеру я также связываю с железной дорогой. Потому что СЖД – это стабильность во всем. Наличие работы, зарплата, отпуск, детские лагеря (частичная оплата путевки), бесплатный проезд для сотрудников.

Я настолько довольна своей работой и так к ней привыкла, что, знаете, иногда и вне работы машинально проверяю грузы. Когда едем к родителям в деревню, минуем переезд. Иногда стоим и ждем, пока пройдут поезда. И я ловлю себя на том, что вот здесь или здесь можно было бы выполнить погрузку иначе, - улыбается Александра Мачужак.


Любимый праздник

У меня их два: день рождения и Новый год. Его люблю за перспективы и ожидание чего-то нового.

Самый лучший день

Очень люблю пятницу и наступающие за ней выходные.

Как вы любите отдыхать

Мы любим собираться всей семьей. Часто ездим к родителям – они живут рядом с Вологдой. Или на море с детьми.

Лучший подарок

Однажды меня очень впечатлила подруга. Я люблю заниматься выкладыванием алмазной мозаики, и она мне подарила мой портрет (по фотографии). Я его с большим удовольствием собирала и сейчас он у меня дома хранится.

Главные новости Вологды за неделю
«Северсталь» на выезде уступила челябинскому «Трактору»
Было понятно, что для победы над лидером «Востока» череповецкой команде потребуется мобилизация всего своего потенциала. Но этого не произошло
08-03-2025 417 просмотров