Экономика
626

Машины времени: важная сфера областной экономики – на развилке дорог

Люди старшего поколения не забыли времена, когда Вологду заслуженно называли промышленным городом. К закату советской эпохи экономическую карту областной столицы украшало множество предприятий различных отраслей. Но большинство не пережило рыночный стресс и исчезло в никуда, другие резко сбавили обороты, третьи переродились во что-то иное. 

До недавнего времени казалось, что этот процесс – пресловутый «билет в один конец», однако события последнего времени показали, что это не так. В нынешнем году индустриальный комплекс России, включая Вологодчину, переживает подъем, равных которому не было в новейшей истории страны. Причем главным локомотивом роста стала отрасль, над которой «прорабы перестройки» когда-то поспешили водрузить могильный крест -  машиностроение.

По итогам первого квартала 2024-го года индекс выпуска машиностроительной продукции в нашей стране увеличился на головокружительных 27% «год к году», за тот же период инвестиции в основной капитал отраслевых компаний выросли на фантастических 14% (последняя цифра является рекордом нынешнего века). 

Эти показатели поражают не только сами по себе, но еще и потому, что рост происходит на фоне  жесткой политики Центробанка России, поднявшего стоимость кредитования до заоблачного уровня. Не говоря уже про запретительные санкции коллективного Запада, который до 2022-го года был основным партнером российских машиностроителей.  

Впрочем, именно антироссийские санкции заставили наших промышленников шевелиться, переводя импортзамещение из разряда пустой болтовни в разряд жестокой необходимости. Как оказалось, даже неисчерпаемой китайской продукции недостаточно для покрытия всех потребностей нашей индустрии. Отечественные предприятия были поставлены перед необходимостью энергично осваивать те ниши машиностроения, где мы были слабо представлены из-за высокой конкуренции с европейцами, американцами, японцами (в частности, производство российских автомобилей в январе-марте с.г. увеличилось на 36%).Другие факторы ускорения отрасли – заказы Минобороны (комментарии не требуются), а также программы господдержки в сфере сельскохозяйственного и строительного машиностроения. 

Но какая бочка меда обойдется без ложки дёгтя? Ближе к лету эксперты начали с тревогой отмечать признаки торможения роста в машиностроении. Все более остро стал ощущаться дефицит кадров; вновь обострилась конкуренция с легальным и «параллельным» импортом; из-за финансовых проблем стали сокращать заказы аграрии, строители, железнодорожники. 

Являются ли трудности временными или характеризуют начало нового отраслевого кризиса? Будущее покажет. Но на данный момент факт остается фактом: некогда важная сфера вологодской экономики, вытесненная на обочину, получила шанс восстановить утраченные позиции.