Экономика
670

Сколько можно залить на зарплату? Разбираем рейтинг доступности топлива

 

В России самое доступное топливо в Москве и на Крайнем Севере. Таковы данные рейтинга, составленного агентством РИА новости. При составлении рейтинга средняя зарплата региона делилась на стоимость топлива. Первым в списке оказался Ямало-Ненецкий автономный округ. В среднем  житель этого региона может приобрести 2 160 литров Аи-92. На втором месте – Москва: 1 939 литров бензина. Санкт-Петербург только двадцатый: там этот показатель почти вдвое меньше столичного – чуть более 1 000 литров.

На другом конце списка Дагестан, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария – 535, 550 и 567 литров соответственно. Это в первую очередь связано не со стоимостью топлива, а с низкими зарплатами в регионах. Хотя эксперты и отмечают, что разброс цен на бензин тоже вырос. Цена на топливо составила от 37,9 до 56 рублей.

Впрочем, это только математический расчет. Если дополнять критерии, то стоит обратить внимание на то, что бензин в восточных регионах менее доступен, чем в западных. Это касается оптовых покупателей, что частично отражается на потребителях, - объяснил в интервью радио Sputnik  руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов.

«У нас структура нефтепереработки имеет такой явный перекос в сторону западной части России. На восточную часть у нас работает порядка семи НПЗ, в четыре раза меньше, чем на западную. Из-за того, что у нас большая протяженность, поставки бывают очень затруднительны. Особенно это касается Дальнего Востока. В итоге получается так: чем менее доступны нефтепродукты для оптовиков, тем выше цена в розницу», - сказал аналитик.       

А вот зависимость цен от зарплат региона – хоть и есть, но не значительная. В больших городах, а особенно в столицах, цены выше, чем на периферии. Но в целом, механизм ценообразования в стране, по мнению эксперта, не работает.

«Фактически механизм сломан. Если бы у нас не было регуляторных правил, которые сейчас приняты, цены по всей стране должны бы были падать, потому что упали мировые цены. Экспортные поставки тоже снизилась. НПЗ могли бы продавать продукт дешевле. Но ни один участник рынка на такое осмелиться не может», - отметил Григорий Баженов.