«Девятая»: очередной «наш ответ Голливуду»

Культура
10:54
606 просмотров
Алексей Кондратьев

 

Несколько лет назад Сергей Шнуров, тогда ещё вполне себе рокер и неформал, заметил: российское кино всё время пытается дать ответ Голливуду. Проблема в том, что Голливуд не задаёт никаких вопросов – он давно повернулся к российскому кино определённой частью тела, и звуки, ей издаваемые, по ошибке принимаются за вопросы. Тем не менее, с упорством, достойным лучшего применения, отечественные киноделы из года в год пытаются создать то русского «Гарри Поттера», то нашенского «Властелина Колец». Не обошли они, конечно, и такой популярный ныне жанр, как комикс. В 2017-ом появились «Защитники» – чудовищно смешная (в смысле – смешная в своей чудовищности) попытка дать наш ответ треклятому Marvel. Теперь вот – «Девятая», поскольку вопреки заявленному жанру – «триллер, детектив» – картина – именно что комикс. Правда, слово «комикс» её авторы, кажется, поняли буквально. Но – обо всём по порядку.

Конец XIX века. Нарисованный на компьютере Санкт-Петербург сотрясает волна убийств: неизвестный душегубец лишает жизни молоденьких девушек. Да не абы как, а, Ирод этакой, с изуверской, можно сказать, садической жестокостью. То, понимаешь ли, рот ткацкими нитками зашьёт, то сердце вырежет, а заместо – куриное яичко вставит, шельмец! Но не волнуйтесь! Столица может спать спокойно, ведь за расследование берутся Шерлок Холмс и доктор Ватсон… то есть, пардон, полковник Ростов (Евгений Цыганов) и поручик Ганин (Дмитрий Лысенков)!

Создатели «Девятой» выбрали для картины крайне спорную повествовательную модель. В начале ленты Ганин ломает «четвёртую стену», обращаясь к зрителям: грешен, мол, – балуюсь рисованием историй в картинках. Хотел бы и вам одну байку поведать, а уж верить или нет – сами решайте. В итоге многое из того, что в кино принято показывать (экспозиция, раскрытие персонажей), в «Девятой»… рассказывают. «Тут в городе девок убивают, четверых уж порешили, – говорит Ганин. – Делать нечего: прислали мне из Москвы полковника, а он сообразительностью не блещет…» Да-да – буквально одной фразой! Зачем так сделано? Видимо, чтобы «втиснуть» в прокатный хронометраж (идёт «Девятая» всего 99 минут). 

Складывается впечатление, что ставили картину два разных режиссёра: один делал мрачную историю питерского Джека Потрошителя, другой – весёлый постмодернистский трэш. Получилось ни то ни сё. Зрителю крупным планом демонстрируют вскрытую грудную клетку – и тут же идут жалобы Ганина на личную жизнь или шутки про тупого начальника. Едва возникшее сопереживание, конечно, мигом исчезает.

С технической точки зрения тоже не всё гладко. Однозначно похвалить можно только художника и местами – оператора. Петербург в «Девятой» получился готичный и атмосферный (но давайте смотреть правде в глаза – сеттинг авторы «позаимствовали» у «Шерлока Холмса» Гая Ричи»). Монтаж, особенно в боевых сценах, – отвратительный. Актёры? Евгений Цыганов по привычке играет Евгения Цыганова – пьющего мужчину средних лет. Дмитрий Лысенков в образе простоватого, болтливого Ганина – приятен. На огонек ненадолго заглядывает хороший артист Евгений Ткачук: ему отведена роль карикатурного зла, и Ткачук в ней – кошмарен. Подобных кривляний не встретишь даже в боевиках 80-х. Слушать Ткачука мучительно, и, когда он «сходит со сцены», волей-неволей тянет аплодировать. 

Радует, что у авторов фильма есть чувство юмора. Ганин ёжится от холода и спрашивает, когда уже столицу перенесут в Москву. В конце герой размышляет над тем, чтобы издать свои «истории в картинках» да назвать как-нибудь вроде «Злодеи и мстители» – пока проклятые американцы не опередили. Пару раз создатели «Девятой» устами Ганина и вовсе – высмеивают сюжетные дыры своего творения. Когда личность убийцы становится известна, он вопрошает: «Да кто же это ещё мог быть?!» И внимательный зритель с ним согласится – действительно, кто? 

«Девятая» – это, безусловно, не самый плохой из «наших ответов Голливуду», но, к сожалению, как и все предыдущие, – совершенно необязательный.

Фото: www.kinopoisk.ru

  • Рейтинг: 16+
  • Оценка: 6,5/10