Художник Александр Асафов рассказал об отце в музее-квартире Белова


Гости вечера, предваряющего Ночь Музеев, узнали многое о жизни и творчестве живописца. Его сын упомянул счастливый случай в биографии Генриха Алексеевича, которые помог ему сдать экзамен, явившись на него с опозданием во время жизни на Сахалине. Так судьба привела художника в Вологду.
Генрих Асафов превратил свою учебную работу «Танцовщица» в привычную для своего стиля картину на крестьянскую тематику. Ногу, поставленную на один из пуантов, он облачил в резиновый сапог, а под ним вырос камень. Преподаватели, видевшие превосходно сделанный первоначальный вариант, впоследствии осознали смысл эволюции банального сюжета.
В тонкой брошюре небольшого формата уместились прозаические и поэтические опыты автора самобытных картин. Александр Асафов, читая очерк о возвращении в Устье-Кубенское, отметил, что в семье сохранился упомянутый там вручную сделанный рубанок.
Небольшую лекцию он проводил на фоне триптиха Генриха Асафова. С одного края изображено ведро воды (мать), с другого – плотницкие инструменты (отец), а посередине – обрубленный остов дерева, который сам художник как-то нашёл на природе. Он выглядит как величественный серебряный слиток.
Генрих Асафов всегда высоко ценил коллег и современников, стараясь хвалить их. С особенным интересом он комментировал полотна Георгия Калинина и Юрия Коробова.
Сам он был единственным в Вологде художником, который работал в технике лессировки. Несколько таких картин, включая портрет Василия Белова, были представлены на выставке «Земельяне». После создания картины, Генрих Асафов по обыкновению покрывал её лаком для лессировки.
В последние несколько лет жизни он не мог дышать растворителем, поэтому уже не работал маслом, в чём также признался сын художника и продолжатель семейного дела. В мастерской всегда трудился один: «работа для мастера – превыше всего».
В качестве полотен использовал, по воспоминаниям сына, даже коробку из-под холодильника. Знаменитая мастерская семьи Асафовых по-прежнему существует на Советском проспекте.
Сын известного вологодского художника делал лирические отступления, в них касаясь своей личной деятельности. Отметив, что проводит экскурсии по полтора часа, во время которых туристы не верят, что вологжанки продолжают стирать бельё в реках. Это сохранилось в Великом Устюге, в Вытегре и других частях области – прямо как на картине Асафова «Русские женщины».
Сын художника подчеркнул, что не является специалистом по творчеству Генриха Асафова и сам бы охотно послушал лекцию такого эксперта.
К вопросу о стиле, Александр Генрихович отметил, что у отца он был свой. Так было у Ван Гога или Гогена, так - и у всех художников после эпохи постимпрессионизма. Генрих Асафов любил Тициана и Джотто – мастеров итальянского Ренессанса, которые были искусными колористами.
Ранее стихотворения и очерки художника Генриха Асафова выходили в печать только в самиздате; сегодня поддержкой в подготовке полноценного издания заинтересован главный редактор журнала «Лад» Андрей Сальников.
Александр отметил, что сейчас холсты с картинами Генриха Асафова вновь стали активно вывозить в крупные города. Полноценная выставка его работ относительно недавно состоялась в Москве.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии