image
Культура
800

Художник Александр Асафов рассказал об отце в музее-квартире Белова

background
Фото: Никита Трушков / Вологда-Поиск
Фото: Никита Трушков / Вологда-Поиск

Гости вечера, предваряющего Ночь Музеев, узнали многое о жизни и творчестве живописца. Его сын упомянул счастливый случай в биографии Генриха Алексеевича, которые помог ему сдать экзамен, явившись на него с опозданием во время жизни на Сахалине. Так судьба привела художника в Вологду.

Генрих Асафов превратил свою учебную работу «Танцовщица» в привычную для своего стиля картину на крестьянскую тематику. Ногу, поставленную на один из пуантов, он облачил в резиновый сапог, а под ним вырос камень. Преподаватели, видевшие превосходно сделанный первоначальный вариант, впоследствии осознали смысл эволюции банального сюжета.

В тонкой брошюре небольшого формата уместились прозаические и поэтические опыты автора самобытных картин. Александр Асафов, читая очерк о возвращении в Устье-Кубенское, отметил, что в семье сохранился упомянутый там вручную сделанный рубанок.

Небольшую лекцию он проводил на фоне триптиха Генриха Асафова. С одного края изображено ведро воды (мать), с другого – плотницкие инструменты (отец), а посередине – обрубленный остов дерева, который сам художник как-то нашёл на природе. Он выглядит как величественный серебряный слиток.


Генрих Асафов всегда высоко ценил коллег и современников, стараясь хвалить их. С особенным интересом он комментировал полотна Георгия Калинина и Юрия Коробова.

Сам он был единственным в Вологде художником, который работал в технике лессировки. Несколько таких картин, включая портрет Василия Белова, были представлены на выставке «Земельяне». После создания картины, Генрих Асафов по обыкновению покрывал её лаком для лессировки.

В последние несколько лет жизни он не мог дышать растворителем, поэтому уже не работал маслом, в чём также признался сын художника и продолжатель семейного дела. В мастерской всегда трудился один: «работа для мастера – превыше всего».

В качестве полотен использовал, по воспоминаниям сына, даже коробку из-под холодильника. Знаменитая мастерская семьи Асафовых по-прежнему существует на Советском проспекте.

Сын известного вологодского художника делал лирические отступления, в них касаясь своей личной деятельности. Отметив, что проводит экскурсии по полтора часа, во время которых туристы не верят, что вологжанки продолжают стирать бельё в реках. Это сохранилось в Великом Устюге, в Вытегре и других частях области – прямо как на картине Асафова «Русские женщины».

Сын художника подчеркнул, что не является специалистом по творчеству Генриха Асафова и сам бы охотно послушал лекцию такого эксперта.

К вопросу о стиле, Александр Генрихович отметил, что у отца он был свой. Так было у Ван Гога или Гогена, так - и у всех художников после эпохи постимпрессионизма. Генрих Асафов любил Тициана и Джотто – мастеров итальянского Ренессанса, которые были искусными колористами.

Ранее стихотворения и очерки художника Генриха Асафова выходили в печать только в самиздате; сегодня поддержкой в подготовке полноценного издания заинтересован главный редактор журнала «Лад» Андрей Сальников.

Александр отметил, что сейчас холсты с картинами Генриха Асафова вновь стали активно вывозить в крупные города. Полноценная выставка его работ относительно недавно состоялась в Москве.

Главные новости Вологды за неделю
Очередная сказка! В прокат вышел фильм «Соловей против Муромца»
На этот раз авторы учудили по-настоящему, переодев сказочных персонажей в костюмы роботов и вытащив их на бойцовский ринг
23-05-2025 737 просмотров
Наставник вологодской «Чевакаты» признан лучшим тренером Суперлиги
Если честно, мы в спортивной редакции портала Вологда-поиск изначально не верили, что у него получится и вот почему…
23-05-2025 1 489 просмотров
Штраф 1500 рублей. Видеокамеры начали следить за использованием телефонов за рулем
Пилотный проект уже стартовал в одном регионе. После того, как технологию апробируют, ее распространят на всю страну
23-05-2025 2 223 просмотра