image

Игра по-чёрному: итоги «Оскара-2017»

добрая новость
22:20
289 просмотров
Алексей Кондратьев

89-ю церемонию вручения премий американской киноакадемии уже называют скандальной. Не только из-за казуса при вручении статуэтки за лучший фильм, но и в вопросе пресловутой политкорректности. Но действительно ли «Оскар» в этом году перегнул палку?

Больше года назад актриса Джада Пинкетт Смит (жена Уилла Смита) возмутилась отсутствием второй год подряд афроамериканцев в ключевых номинациях. Волна негодования вылилась в популярный хештег #OscarsSoWhite, организаторов премии пристыдили. Те пообещали пересмотреть правила отбора номинантов. Смотрим, что из этого вышло.

Лучший оригинальный сценарий: «Манчестер у моря»

Режиссёр и сценарист в одном лице Кеннет Лонерган создал тихую историю с душераздирающей трагедией обычного белого сантехника из городка Манчестер-у-моря, которая сразу нашла отклик у критиков и зрителей. В концепцию «чёрного Оскара» эта победа явно не укладывается.

Лучший адаптированный сценарий: «Лунный свет»

У нашумевшего фильма о чернокожем гомосексуалисте есть первоисточник — пьеса с замысловатым названием «В лунном свете чёрные мальчики выглядят голубыми». Но в отличие от другого номинанта, фильма «Ограды» по одноименной пьесе, в «Лунном свете» диалоги — далеко не самая сильная сторона. Весь фильм строится на скрытых эмоциях в обрамлении грубого лексикона, олицетворяя мир главного героя.

В любом случае политкорректнее некуда. Сами сценаристы на вручении не обошлись без дежурных ЛГБТ-лозунгов, мол, чёрные девчата и ребята, не бойтесь показать себя. С другой стороны, чего ещё было ждать от создателей «Лунного света»?

Лучший оператор: «Ла-Ла Ленд»

Оператор Линус Сандгрен снял третий по счёту фильм, который засветился на «Оскаре». Раньше это были «Афера по-американски» и «Джой», но сам он на премию даже не номинировался. И пусть на фоне лауреата последних трёх лет Эммануэля Любецки Сандгрен выглядит новичком, сложно не оценить его вклад в создание праздника по имени «Ла-Ла Ленд».

Лучшие спецэффекты: «Книга джунглей»

Неожиданный штрих в списке победителей. Как часто бывает, в эту номинацию попали картины с собственной фишкой: это и горящая вода «Глубоководного горизонта», параллельные миры «Доктора Стрэнджа», здесь же стоп-моушн «Кубо» и мир очередного выпуска «Звёздных войн». Приз взял куда менее громкий номинант — «Книга джунглей». То ли за компьютерных Балу и Багиру, то ли за внезапного Конга.

Лучший анимационный фильм: «Зверополис»

В этой номинации всё стабильно. Здесь почти всегда победителем становится самая раскрученная и кассовая анимационная лента. Так, например, было с «Головоломкой» и до боли клишированным «Холодным сердцем». Создаётся впечатление, что погруженные в думы о великом кино седые киноакадемики перед голосованием спешно вспоминали, куда водили своих внуков.

Лучшая актриса второго плана: Виола Дэвис

Одна из тех номинаций, где читаются последствия прошлогоднего скандала с «белым Оскаром». Здесь три претендента на победу из пяти — чернокожие. Впрочем, заподозрить академиков в предвзятости к Виоле Дэвис сложно, всё-таки её эмоциональная роль обманутой жены в «Оградах», сыгранная на контрасте с харизматичной внешностью и знаменитым хладнокровным взглядом, убедит любого в заслуженности награды.

Лучший актёр второго плана: Махершала Али

Долговязому актёру с лицом грустного пуделя посчастливилось сняться сразу в двух картинах, номинированных на лучший фильм года — в «Лунном свете» и «Скрытых фигурах». Еще вопрос, где у него было больше экранного времени. Но надо отдать должное, персонаж наркоторговца в «Лунном свете» получился не просто интересным, но и ключевым для сюжета, если так можно говорить о роли второго плана.

Документальное кино: «О. Джей: Сделано в Америке»

Лучшей документальной картиной стал мини-сериал о чернокожем игроке в американский футбол с лаконичным названием «О. Джей: Сделано в Америке». Лучшей короткометражной документальной лентой стали «Белые шлемы» — просто праздник для ищущих в выборе киноакадемии политическую подоплеку.
Немногословное описание на «КиноПоиске» гласит: «Сирийские добровольцы спасают из-под обломков жертв авиаударов». Учитывая нацеленность работы этой организации на западную публику, к описанию в конце надо обязательно приписать «…кровожадных русских».

Лучший фильм на иностранном языке: «Коммивояжёр»

И снова политический след назойливо напоминает о себе. Несмотря на отмеченную критиками картину «Тони Эрдманн», одного из сильных претендентов на победу, премию взял иранский фильм «Коммивояжёр», режиссёр которого задолго до церемонии объявил, что не поедет на вручение в знак протеста против миграционных ограничений Дональда Трампа. Удивительно, что на церемонии не запустили какой-нибудь трансляции с гордым иранцем, вещающим из-за решётки трамповского указа.

Лучший саундтрек/Лучшая песня: «Ла-Ла Ленд»

Победный дуплет ленты Шазелла — саундтрек и песня. Но если первый явно выделялся на фоне своих конкурентов, то победителя в номинации «Лучшая песня» вряд ли можно назваться очевидным. Навязчивая песня из «Моаны» и популярная песня Джастина Тимберлейка к мультфильму «Тролли» — чем не серьёзные соперники?

Лучший режиссёр: Дэмьен Шазелл

Второй успех, второе попадание картины в шорт-лист «Оскара». Дэмьен Шазелл всего за пару лет приучил нас любить джаз, верить в мечту и настороженно смотреть на Дж. К. Симмонса. Теперь вот стал самым молодым режиссёром, когда-либо получавшим статуэтку. Ну не гений ли? Для тех, кто ищет подтексты в победах «Ла-Ла Ленда», тут их не углядеть, извините.

Лучшая актриса: Эмма Стоун

Что тут можно сказать? Яркая актриса, украсившая ещё более яркий фильм не только игрой, но и своим голосом. Вопрос был лишь в том, преодолеет ли харизма героини «Ла-Ла Ленда» опыт соперниц по номинации.

Букмекеры однозначно отвечали в пользу Стоун. Все-таки Изабель Юппер — европейская актриса, к таким киноакадемики редко благосклонны. У Натали Портман «Оскар» уже стоит на полке, а троекратный лауреат Мэрил Стрип ещё успеет добраться до рекорда Кэтрин Хепберн.

Лучший актёр: Кейси Аффлек

Предельно толерантному «Оскару» не стал помехой всплывший скандал с сексуальными домогательствами Кейси Аффлека, когда тот проявил излишнюю инициативность в общении со своими сотрудницами. Было это ещё в далёком 2010 году, но происшествие заставило изрядно посомневаться в победе актёра. Минус балл сторонникам теории заговора.

Лучший фильм: «Лунный свет»

Наверное, каждый из нас хотя бы раз слышал ироничные выпады в сторону политкорректности «Оскара». Мол, достаточно снять фильм про чернокожего гея (а ещё лучше транссексуала) — и золотая статуэтка у тебя в кармане.

Но транссексуал («Девушка из Дании») был в прошлом году. Нынешний же триумфатор — воплощение политкорректности, история взросления афроамериканца в криминальной среде и его долгий путь к принятию себя. Картина вряд ли вызовет восторг при первом же просмотре, но точно одарит послевкусием с мыслью «в этом что-то есть». Правда, разглядеть это «что-то» многим может показаться задачей невыполнимой.

О «технарях»

В прошлом году все технические номинации собрал взрывной «Безумный Макс». На 89-й церемонии единодушия киноакадемиков не наблюдалось, но шорт-лист не остался без сильных работ. Чего стоит первая за 10 лет режиссёрская работа Мела Гибсона «По соображениям совести»! Как ни парадоксально, картина о пацифисте стала находкой для любителей батальных сцен. Статуэткой отметили, соответственно, сведение звука и монтаж.


«Оскар» за монтаж звука получил фильм «Прибытие», что стало единственной победой из имевшихся в арсенале аж восьми номинаций. Премию за дизайн костюмов получили «Фантастические твари и где они обитают», а лучший грим и причёски — киновакханалия «Отряд самоубийц».
***
Кто-то скажет, что конвейер по выдаче золотых статуэток давно перестал стесняться политической мотивированности. При этом нельзя исключать, что высокое качество кинолент может совпадать с политическими трендами. Проигравшие есть всегда. В этом году речь идёт о единственном «Оскаре» «Прибытия» и о провале всех шести номинаций драматической рекламы Google («Гугл») под названием «Лев».

Всегда есть и победители — в этот раз им стал «Лунный свет». Пусть он получил меньше наград, чем мюзикл «Ла-Ла Ленд», всемирно известная ошибка с конвертами весьма показательно закрепила победу гей-драмы.

Удивляться можно многому, но премия «Оскар» — это прежде всего шоу, которое всегда было в своём репертуаре. Тем, кого возмутили «чёрно-белые качели» американской киноакадемии, остаётся только слать в «Твиттер» гневные посты с хештегом #OskarsSoBlack.

 

 

Главные новости Вологды за неделю