Мы из Чертанова: «Притяжение» Фёдора Бондарчука
В российский прокат вышел блокбастер Фёдора Бондарчука, рассказывающий о трудностях контакта с инопланетянами, приземлившимися в Москве.
Поскольку до самого появления фильма сюжет тщательно скрывался, интригу подогревали только трейлеры, показывая, как эффектно рушатся многоэтажки советских времён, когда прямо сквозь них пролетает суперсовременный космический корабль. Многие ожидали по меньшей мере новой «Войны миров», но фильм оказался вообще не про это.
У старшеклассницы Юли (Ирина Старшенбаум) вроде бы всё хорошо: крутой парень с машиной, лучшая подруга, любимая собака и интересная, насыщенная событиями жизнь. Правда, с отцом (полковником спецслужб в исполнении Олега Меньшикова) есть проблемы в общении, но она научилась с этим справляться и в целом чувствует себя неплохо.
Вместе с друзьями после школы Юля собирается наблюдать редкое астрономическое явление — метеоритный дождь, подобных которому не было аж с 1976 года. Все вокруг говорят, что бояться нечего, однако вместе с метеоритами, сгорающими в атмосфере, в небе появляется неопознанный летающий объект, стремительно мчащийся к земле.
Разрушив пол-Чертанова, огромный космический корабль, похожий на глазное яблоко в 3D-проекции, падает на землю. Сотни погибших, десятки пропавших без вести. Выжившие эвакуированы, территория оцеплена, в городе введено военное положение. Но без ответа остается главный вопрос: каковы намерения пришельцев? Пока власти тщательно скрывают всё от населения, а репортеры с телевидения строят собственные догадки, запугивая местных жителей, группа подростков проникает за ограждение с целью разузнать правду и по возможности отомстить гостям из космоса.
Не хочется пересказывать фабулу, чтобы не лишать потенциальных зрителей удовольствия от просмотра. Тем более что повороты сюжета здесь (за исключением некоторых нелепых нестыковок) действительно играют роль. Однако ещё важнее, что картина по ходу действия поднимает сразу несколько нехарактерных для подобного кино тем и не раз меняет жанровую принадлежность.
Если сначала зрителям предлагают некую научную фантастику на заезженный мотив про инопланетян (снятый, впрочем, отлично и особенно впечатляющий в формате IMAX), то чуть позже эта история превращается сначала в романтическую мелодраму в духе «Ромео и Джульетты», а потом в остросоциальную драму, рефлексирующую по поводу погромов в Бирюлево и прочей национальной нетерпимости.
Эти перемены, на удивление, работают в плюс: во-первых, фильм ни на минуту не теряет динамики, во-вторых, постоянно заставляет зрителя испытывать самые разные эмоции. Кроме того, все заявленные темы и жанры обозначаются на протяжении всей истории, выходя в нужный момент на первый план, благодаря чему картина Фёдора Бондарчука выглядит объёмнее и богаче по смыслу, нежели зарубежные аналоги.
«Война миров», «День независимости», «Район № 9», «Инопланетное вторжение», недавнее «Прибытие» — можно вспомнить ещё с десяток самых разных фильмов о визите инопланетян на нашу планету в связи с выходом «Притяжения». Все они были по-своему хороши и внесли определенный вклад в развитие жанра.
Разумеется, Бондарчук учитывал опыт предшественников и даже во многом взял его на вооружение. Здесь хватает много раз использованных приёмов, эффектных планов и даже штампов, свойственных подобным картинам. Но, как ни крути, есть и серьёзное отличие от предшественников. Так, по законам жанра, в образе инопланетян всегда был воплощен образ реального внешнего врага (и часто в американских фильмах в качестве метафорических пришельцев на самом деле фигурировали русские). В «Притяжении» же оказывается, что у нас нет врагов, кроме нас самих.
«Ваша планета запрещена к посещению из-за слишком агрессивной социальной среды», — сообщают пришельцы, а на самом деле это режиссёр походя выносит вердикт России, ведь условное и в то же время вполне конкретное и узнаваемое Северное Чертаново — это, по сути, и есть вся страна. Здесь не любят чужаков, автоматически принимая их за врагов. Здесь, чтобы не показать свой страх, всегда бьют первыми. Здесь не умеют принимать непохожих на себя. Таким образом, «Притяжение», помимо прочего, имеет важный воспитательный момент, обращённый напрямую к своей целевой аудитории, возраст которой (особо обратим на это внимание!) начинается с 12 лет.
Что же до того, насколько качественно это снято и не зря ли потрачены деньги Фонда кино, то можно успокоиться. Бондарчук впервые в России снял добротное развлекательное кино для подростков про прилёт инопланетян на местном понятном материале. И, что немаловажно, картиной заинтересовались за рубежом. Так, «Притяжение» одновременно с нашей страной стартовало, например, в Китае, а в целом фильм продан в более чем 40 стран. Можно не сомневаться, что расходы в 380 миллионов рублей (по некоторым данным, с учетом маркетинга бюджет составляет более полумиллиарда) создатели не только вернут, но и хорошо заработают.
Расписание сеансов фильма «Притяжение» смотрите в афише vologda-poisk.ru.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии