«Нелюбовь» Андрея Звягинцева: разговор на неудобную тему
Каждым своим новым фильмом Андрей Звягинцев всё более утверждается в звании главного кинорежиссёра сегодняшней России.
Действительно, таким количеством международных наград и открытым всемирным признанием сегодня не может похвастаться ни один из ныне живущих российских кинодеятелей. Вот и новая картина Звягинцева «Нелюбовь», только что отмеченная на Каннском фестивале призом жюри, уже более чем полмесяца бередит умы отечественных зрителей. Потому что режиссёр Звягинцев снова завел разговор на неудобную тему.
Каждым своим новым фильмом Андрей Звягинцев всё более утверждается в звании главного кинорежиссёра сегодняшней России.
Действительно, таким количеством международных наград и открытым всемирным признанием сегодня не может похвастаться ни один из ныне живущих российских кинодеятелей. Вот и новая картина Звягинцева «Нелюбовь», только что отмеченная на Каннском фестивале призом жюри, уже более чем полмесяца бередит умы отечественных зрителей. Потому что режиссёр Звягинцев снова завел разговор на неудобную тему.
Те, кто следит за российским кино и в частности за творчеством Звягинцева, помнят, какую шумиху поднял его прошлый фильм «Левиафан». Собравшая по всему миру уйму премий картина, помимо прочего, была обругана министром культуры России Владимиром Мединским и вызвала жесточайшие споры в интернете. Фильм об открытом противостоянии одного человека непобедимой государственной машине нашёл в среде российских зрителей как истовых поклонников, так и ярых противников, посчитавших недопустимым очернение родины.
В этом смысле «Нелюбовь» ещё на этапе съёмок казалась чем-то совсем безобидным, лишённым всякой политической подоплёки. Ну в самом деле, что может быть политического в частной истории развода семейной пары, у которой вдруг пропадает ребёнок?
Но Андрей Звягинцев не был бы собой, если бы в очередной раз не высказался на тему государства российского.
Сейчас, по просмотру «Нелюбви», уже можно вообще говорить о законченной трилогии, включающей, помимо только что вышедшего фильма, «Елену» и «Левиафан». И хотя сам режиссёр об этом не говорит, вдумчивый зритель видит, с какой расчётливой последовательностью Звягинцев раз за разом вскрывает фундаментальные проблемы современной России. А если смотреть глобально, то и всего человечества.
Так, если в «Левиафане» речь шла о том, что мы живём в мире без бога, то в следующей картине Андрей Звягинцев приходит к выводу, что виной всему отсутствие любви. Да, согласно концепции православной церкви, Бог — это и есть любовь, но страшнее неверия отсутствие любви к самым близким людям, а именно к собственным детям.
Настоящая трагедия показанной в фильме истории не в том, что у родителей без вести пропадает сын, а в том, что они обнаруживают это только на третий день. Они насколько заняты ненавистью друг к другу и желанием устроить собственные жизни, что элементарно забывают поинтересоваться, где в этот момент находится их ребёнок.
Тема детских душевных травм, полученных в результате родительского развода, вообще мало кем поднималась в кино, и в этой истории (снова написанной в соавторстве с постоянным сценаристом Олегом Негиным) режиссёр выходит на неосвоенную, новую территорию. В принципе всего описанного было бы достаточно — это уже мощное высказывание, но Андрей Звягинцев идёт дальше, переводя сюжетные события в область кинематографической метафоры.
Так, неслучайным оказывается информационный шум, на фоне которого существуют герои — из новостей об Украине и войны в Донбассе, сообщений о конце света аккурат после празднования дня чекиста и так далее и тому подобное. Как бы сейчас режиссёр ни отнекивался от политического контекста картины, он его самолично туда заложил. Всё это, впрочем, не отменяет главной мысли фильма: покуда в сердце человека нет настоящей любви к ближнему, он так и будет бежать на месте. Пусть и с надписью «Россия» на груди.
Смотрите расписание кинотеатров в афише Вологда поиск
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии