Подборка фильмов о возвращении людей с войны


Временное или долгосрочное, долгожданное или вынужденное… Возвращение с боевых действий в разные годы не могло не найти отражения в кинематографе. Персонажи таких лент пытаются всеми силами подстроиться под привычный когда-то ритм жизни и снова начать жить в мире.
«Двадцать дней без войны» (1976) 12+
Кинокартина Алексея Юрьевича Германа рассказывает о возвращении военного журналиста домой в 20-дневный отпуск. Время, проведённое среди знакомых домов и улиц, оказывается для главного героя насыщенным событиями.
На киностудии деятели культуры ставят фильм по его мемуарам, которые мысленно возвращают к трудному опыту, давая попытку осмыслить пройденное. Кино предлагает возможность рассмотреть необъятное явление войны не из глубины, а с окраины. Жители отдалённых от боевых действий городов порой не менее явственно ощущают сражения в их отголосках.
Более того, именно невзгоды отчасти подталкивают судьбы на первый взгляд непохожих людей к сближению, заставляя лучше понять и ощутить собственные чувства, ценить каждую секунду. Движение камеры в фильме заставляет воспринимать живую изменчивую реальность как часть непрерывного пути.
Интересный факт: режиссёр долгое время не мог найти общий язык с Людмилой Гурченко, которая вмешивалась в съёмочный процесс: напряжённые взаимоотношения с ней стали главной преградой к созданию картины.
«Два Фёдора» (1958) 0+
Серьёзная история о дружбе двух мужчин разного возраста в послевоенное время, в которую внезапно вклинивается женщина. Маленький и большой Фёдоры внезапно расстаются в киноленте Марлена Хуциева, а появившаяся в жизни старшего супруга словно бы становится олицетворением пришедшего мирного времени.
Мужские мысли и занятия, в основе которых всегда в любом случае много мальчишеского, внезапно прерываются серьёзной влюблённостью, которая подразумевает взросление. Таков конфликт картины, показывающий переход от романтики беспризорников к вынужденной систематизации.
«Баллада о солдате» (1959) 12+
Простой солдат Алёша Скворцов на своём опыте осознаёт цену подвига. Прямо рискуя своей жизнью и спасая товарищей, он получает от командира вместо ордена кратковременный отпуск.
Однако даже он до последнего оттягивается обстоятельствами военного времени. Короткая встреча с матерью становится для него дороже любой медали, моментально отпечатавшись в памяти несмываемым воспоминанием. Кино даёт попытку зрителю вместе с героем понять для себя, что дороже - осязаемая награда или мгновения счастья, разделённого с близкими.
При этом вероятность воплотить мечту зависит не только от самого главного героя: показана стихийность исторических событий, которые погружают в водоворот, но оставляют возможность верить в лучшее. Показанные в картине солдаты шутят, принимая трудности философски, как и все, кто когда-либо понимал их груз в полной мере. Психологически характерны обрисованы в фильме не слишком детально и объёмно, однако важный эффект создаётся благодаря экспрессии и центральной идее награды за подвиг.
«Охотник на оленей» (1978) 18+
Кино рассказывает о трёх мужчинах, вернувшихся с войны с позиции зарубежного взгляда. Неслучайно использован образ «русской рулетки»: один из солдат, прошедших горнила войны во Вьетнаме, не может оправиться от сложного опыта, другой – становится более сильным и взвешенным в принятии решений.
Персонажи показаны перед лицом исторических событий как маленькие люди, со своими желаниями и амбициями, своими возможностями, противопоставленными реальности. Прибытие солдат из Вьетнама домой занимает лишь часть картины, но всё остальное можно смело воспринимать как длинный развёрнутый пролог к возвращению. Который позволяет лучше понять то, как их изменили бесчеловечные условия.
Фильм во многом знаменит последним актом с гуманитарным посылом. Несмотря на то, что он подтвердил умение целиться и стрелять на практике, персонаж Роберта Де Ниро намеренно заставляет снаряд пронестись над головой животного на охоте. Словно вынося оленю иной приговор: жить в страхе за будущее перед неизвестностью.
«Лучшие годы нашей жизни» (1946) 12+
Один из самых высоко оценённых фильмов раннего Голливуда, часто называемый вторым самым великим после «Гражданина Кейна».
Американцы разного возраста возвращаются домой с боевых действий в Японии. В качестве трофея кто-то привёз с собой флаг, исписанный пожеланиями японской семьи. «В Японии семейные связи высоко ценят… Не то, что у нас», - признаётся он.
Один из них толком не участвовал в сражениях, но лишился обеих рук. Теперь он вынужден постоянно опираться на свою девушку - вплоть до того, что она одевает на него одежду, совладать с которой при помощи протезов не представляется возможным.
Взрослая дочь второго – самого старшего – случайно сближается с третьим несмотря на сильную разницу в возрасте. На этом строится вторая, не менее драматичная сюжетная линия.
Взаимоотношения с близкими показаны без прикрас: родственники вынуждены ограничивать пьянство своих мужей, а иногда и ухаживать за их сослуживцами, мирятся с их попытками устроиться на работу. Во сне они покрываются холодным потом от возвращающихся картин боевых действий.
Чтобы забыть увиденное, бывший пилот истребителя незаконным образом даже проникает в один из самолётов, выстроенных в поле перед разборкой. Сцена становится символической, когда рабочий сообщает, что детали летательных аппаратов будут использованы для постройки сборных жилых домов.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии