В регионе резко ухудшилась ситуация с грузовыми автоперевозками
На фоне уверенной стабилизации вологодской промышленности и сельского хозяйства данные по грузовым автоперевозкам выглядят наподобие чернильной кляксы на белом листе бумаги.
Начиная с нынешнего февраля в этом секторе областного транспортного рынка отмечено существенное падение показателей. В частности, в марте 2024-го в сравнении с мартом 2023-го года общий объем перевозок, осуществленных нашими транспортными предприятиями, сократился почти на 20 процентов – с 1 млн. 17 тыс. тонн до 829 тысяч тонн.
Еще более значительно провалился грузооборот, рассчитанный в тоннах на один километр пути: показатель нынешнего марта оказался без малого на 23 процента ниже прошлогоднего.
Другой важный маркер, характеризующий состояние отрасли – среднее расстояние перевозки грузов. Этот показатель пострадал в меньшей степени, уменьшившись примерно на 5 процентов. Но тут важен не столько размер «недостачи», сколько тенденция – сверху вниз…
Обнародовавший упомянутые цифры Вологдастат не анализировал причины происходящего: это не входит в его функции. Но эксперты, мнение которых удалось найти в различных источниках информации, выделяют несколько факторов риска, нависших над грузовыми автоперевозками.
Главный из них – еще не виданный в XXI веке дефицит профессиональных кадров. И речь не только о шоферах (в особой степени – водителях большегрузов), но и обо всех подряд – от слесарей до грузчиков включительно.
Здесь все сошлось в одной точке: и демографический кризис, и проблемы профобучения, и частичная мобилизация, и ужесточение миграционных правил.
Работодатели пытаются восполнить обостряющийся недостаток персонала зарплатой, о которой десяток лет назад водители и мечтать не могли. По данным сайта «Avito Работа», за минувший год средние заработки «дальнобойщиков» категории Е выросли почти на четверть, приблизившись к 150 тыс. руб. в мес. И это далеко не предел: в нынешнем году прогнозируется рост денежного вознаграждения в этой сфере еще на 30 процентов. Но даже «революция зарплат» не покончит с кадровым голодом, который в целом по отрасли оценивается в 25 процентов работников…
Есть и другие причины отраслевого спада. Здесь и изношенность техники при росте цен на запчасти; здесь и неутомимо дорожающее топливо; здесь и снижение вплоть до нуля экспортных поставок в страны Европы.
Тем не менее, не все аналитики настроены пессимистически. Профессиональное обучение может быть интенсифицировано: учебная база средне-технических заведений никуда не испарилась. Недружественные страны-импортеры российской продукции постепенно замещаются дружественными (или хотя бы нейтральными).
Как это отразится на работе вологодского грузового транспорта? Дождемся данных за апрель. Они подскажут, куда едут наши транспортники: в гору или под гору?
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии