На злобу дня
790

Из дальних странствий: наши металлурги возвращаются на родину

Чрезмерная зависимость российских металлургов, включая череповецкую «Северсталь», от экспорта продукции за рубеж никогда не была секретом, но опасность её явно недооценивалась владельцами меткомбинатов и государственным руководством. Больше того: рынки стран Европы и Северной Америки, ныне ставших «недружественными», до начала украинского кризиса считались наиболее надежными и привлекательными с точки зрения финансовых расчетов. 

Но случилось то, что случилось. По данным агентства «РИА Рейтинг», в первом полугодии 2023-го года отечественные предприятия черной металлургии снизили экспорт в страны Евросоюза в физических объемах почти в полтора раза, а в денежных – без малого в 2,5 раза. Хотя даже столь невзрачный результат не является худшим из худших, поскольку поставки российской стали в США и вовсе упали до нуля. 

При этом попытки переориентировать экспортные потоки нашего металла с «коллективного Запада» на «коллективный Восток» имели незначительный эффект. В частности, «дружественный» Китай, на который возлагались особые надежды, сам является крупнейшим мировым производителем стали. Этот супертяжеловес всегда был относительно скромным покупателем конкурирующей российской продукции. И если прошлый год отмечен некоторым оживлением на данном участке российско-китайского сотрудничества, то нынешний год возвращает ситуацию на круги своя. По итогам января-июля 2023-го поставки черных металлов из России в Китай упали с 700 миллионов до 290 миллионов долларов – смехотворно низкого уровня для обеих стран.  

Неблагоприятные тенденции отмечены и на таких важных направлениях торговли российскими черными металлами, как индийское и турецкое. Упомянутые внешнеторговые партнеры России тоже не продемонстрировали большого интереса к нашим черным металлам, сократив их закупки почти на четверть в финансовом измерении. 

И все же есть новость, которая отчасти компенсирует негатив от вышеназванных цифр. В условиях, когда зарубежные рынки либо измельчали, либо совсем закрылись от наших металлургов, отечественные производители не только не снизили выпуск черных металлов, но и увеличили его на впечатляющие 5 процентов год к году. 

Эксперты отмечают, что подобный феномен стал возможен за счет довольно сильного (порядка 8 процентов) увеличения внутрироссийского спроса на сталь и сталепрокат со стороны машиностроения (включая оборонную отрасль) и строительного комплекса. 

Причем потенциал роста еще не исчерпан. По мнению ряда аналитиков, по итогам текущего года индекс производства в российской черной металлургии может подняться на 4 процента к уровню 2022-го.