На злобу дня
401

Восток – дело темное: деловые контакты наших бизнесменов поменяли географию

После того, как «железный занавес» между Россией и Западом превратился из воспоминаний о советском прошлом в безрадостное настоящее, нашим хозяйствующим субъектам волей-неволей пришлось искать новых экономических партнеров.  

При этом выяснилось, что вышеупомянутый коллективный Запад -  самые богатые и могущественные, но все же не единственные страны на планете Земля. В соответствии с этим географическим открытием стала стремительно меняться логистика деловых контактов нашего бизнеса. В считанные месяцы на смену былым кумирам российских коммерсантов – Великобритании, Франции, Германии, США и пр. – пришли альтернативные направления. Причем одни из них новыми не назовешь, но интенсивность их использования выросла в фантастической степени, а другие буквально вынырнули из небытия.    

Лидером рейтинга является Государство Израиль. По данным специализированных агентств, занимающихся деловыми поездками, с февраля нынешнего года россияне почти в 8 раз увеличили посещения Израиля для решения бизнес-задач. Это абсолютный рекорд, однако есть и другие направления, демонстрирующие устойчивый рост спроса со стороны наших соотечественников. Так, на фоне спецоперации в 4 раза выросли деловые поездки из России в Казахстан, в 3 раза – в Белоруссию и Узбекистан, более чем в 2 раза – в Турцию, Азербайджан и Армению, в полтора раза – в Грузию и Объединенные Арабские Эмираты.

Отсутствие среди топ-направлений Китайской Народной Республики - скорее всего, следствие достаточно жесткой визовой политики. При посещении россиянами этой страны с деловыми целями въездные визы необходимы для всех, кроме жителей приграничных территорий (они могут приезжать в Китай без виз, но на очень непродолжительное время). При этом стоимость виз символической не назовешь: при нынешнем обменном курсе она достигает 100 американских долларов.     

Что касается принципиально новых маршрутов, которые наши деловые люди ускоренно осваивают после 24 февраля, то это в первую очередь Иран. После того, как иранскую столицу посетил сам Владимир Путин, может показаться, что российско-иранские экономические отношения – этакий плодоносящий сад. На самом деле до последнего времени это направление было дремучей периферией (неспроста прямое авиасообщение Москва-Тегеран исчерпывается 2-3 рейсами в неделю). Не стоит забывать, что Иран – небогатая страна, живущая под санкциями уже несколько десятилетий. Ее потребительский рынок скуден, а главные богатства – нефть и газ, которые нам и самим девать некуда. Поэтому трехкратный рост бизнес-поездок из России в Иран объясняется в первую очередь эффектом низкой базы. Подняться втрое от нуля – задача не столь уж сложная…