Исследователи рассказали о древнем артефакте, который в СМИ получил известность как "первый карманный компьютер"

University of Cambridge

Испанская исследовательница Федерика Джиганте, работающая в Университете Барселоны, сделала открытие, обнаружив в музейных коллекциях древнейший артефакт, который может считаться первым в мире образцом "карманного компьютера".

Артефакт, о котором идет речь, представляет собой единственную сохранившуюся византийскую астролябию 1062 года - это был небольшой прибор, который можно было держать в руке, и который использовался для расчета времени, расстояния и положения звезд. Этот прибор был очень полезен для средневековых ученых и путешественников.

Астролябия является одним из самых древних и хорошо сохранившихся образцов подобного оборудования. Она позволяет ученым лучше понять технологии XI века.

Исследовательница Федерика Джиганте заявила:

"Был обнаружен не просто очень редкий предмет, а настоящее сокровище, которое может помочь ученым лучше понять развитие астрономии и других наук в средние века".

На поверхности артефакта были выгравированы молитвы на арабском языке и несколько строк на иврите. Ученым удалось расшифровать эти надписи и узнать, что это арабские названия знаков зодиака, таких как Рыбы, Овен, Скорпион, Козерог, Стрелец и Водолей.

Федерика Джиганте добавляет:

"Это весомый аргумент в пользу научного обмена, который происходил на протяжении сотен лет между арабами, евреями и христианами".

Исследователи предполагают, что этот артефакт был создан в мусульманской Испании в XI веке. Возможно, что он был создан в городе Толедо, который в то время тоже находился под властью мусульман.