Вологодская финифть: из Византии с домонгольских времен через Раскол – к возрождению
Когда говорят о технике русской эмали, в первую очередь вспоминаются популярные украшения – серьги, броши, кольца с цветочными узорами, распространенные в эпоху СССР. А вместе с тем эмаль, или финифть, на Руси известна, можно сказать, с незапамятных времен – аж с 12 века!
Как византийское ремесло стало русским искусством
Именно там, в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом, упоминаются русские, изготовленные на землях Северо-Восточной Руси эмалевые украшения, предметы быта и главное – иконы, украшения храмов, священнических облачений и церковной утвари. Византийское наследие - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов, изобретенное мастерами греческой школы, в наших лесах и болотах нашло благодатную почву и умелые руки русичей, которые развили ремесло до уровня искусства.
Сначала известны были перегородчатые и выемчатые эмали, затем появилась техника по литью, рельефу, гравировке, знали мастера и технику «оконной» или витражной эмали. Красочные эмали, стойкие к действию света, воды и воздуха, времени и колебаниям температуры, на Руси ценились наравне с золотом и серебром и сравнивались по своим качествам с драгоценными камнями и самоцветами.
Во время нашествия татаро-монгольского ига техника финифти на Руси была утрачена. Однако уже в 16 веке искусство эмали возродилось, а спустя 100 лет наступило время ее расцвета. Мастера этого времени пользуются финифтью богатейшей цветовой палитры и применяют все возможные техники наложения финифти на металл.
Чем прославились усольские староверы
Крупный центр изготовления изделий с перегородчатыми эмалями сформировался в Великом Устюге. Излюбленной цветовой гаммой у мастеров севера были белые, светло-желтые, голубые, глубокие синие почти черные и зеленые цвета и оттенки. Сохранилось довольно много предметов 17-18 веков в фондах Вологодского и Великоустюгского музеев-заповедников.
В середине 17 века в стране появляется новая техника финифти – живописная. Финифтяные изделия начали расписывать особыми огнестойкими красками. В России орнаментальная расписная финифть возникла почти одновременно в Москве и Сольвычегодске. И зарождение, и расцвет этого художественного промысла именно в Сольвычегодске, который впоследствии был приписан к Вологодской губернии, тесно связан с историей церковного раскола на Руси и реформами Патриарха Никона.
Сольвычегодск еще в начале 16 века назывался Усольском. Город был основан в устье реки Усолки, впадающей в Вычегду, отсюда и его название. Усольск стал одним из мест, где селились старообрядцы, не понимавшие реформ патриарха и не желавшие менять обычаи и ритуалы своей веры, которую они считали (и продолжают считать) истинно древлеправославной. Старообрядческий быт славился развитием ремесел, в том числе иконописного. А где иконы, причем образцы знаменитых Строгановских мастерских – там и эмальеры, стремившиеся сделать все, что имеет отношение к храму, Господу и его святым, по-настоящему прекрасным. Живописные эмали Сольвычегодска, входившего в состав Вологодской губернии, в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела».
Вместо дорогостоящих металлов - серебра и золота местные мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий, а сольвычегодские мастера долгое время считались лучшими на Руси эмальерами.
По белому снегу – с тонкой прожилочкой
Усольские эмали отличались от живописных эмалей других центров тем, что фон эмалевых изделий, как правило, был белоснежным, а рисунок наносился особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве.
Изделия расписывали крупными цветами маков, тюльпанов, подсолнухов, другими невиданными фантастическими растениями. Цветы писали с прожилками, растительные побеги и стебли изображали в таком живом движении, что создавалось ощущение, будто цветы прямо на глазах у зрителя раскрывают свои нежные бутоны, разворачивают листья и лепестки.
Свободное пространство между листьями и цветами заполнялось цветными точками, напоминающими маленькие воздушные пузырьки. В растительных узорах сольвычегодских мастеров всегда доминируют цветы тюльпанов самых причудливых форм и расцветок. Такое обилие тюльпанов было связано с общей модой на этот цветок в декоративном искусстве 17 века. В травный орнамент вписывались птицы, животные, насекомые, и человеческие фигуры, разрабатывались сложные многофигурные композиции. Для обрамления отдельных эмалевых клейм мастера применяли сканые жгутики, которые не только выделяли сюжеты, но и придавали декоративный вид всему предмету.
Наиболее сложные сюжеты встречаются на чашах, поверхность которых давала большие возможности мастерам для творчества. На крутых боках чаш мастера располагали часто различные миниатюры. Рисунки заимствовали из западноевропейских гравюр, украинских лубочных картинок, использовали сюжеты из Библии. Любили изображать картинки с мифологическими персонажами: сиринами, грифонами, единорогами, а также сцены, которые имели поучительно – назидательный смысл.
В надписях некоторых изделий прямо указывается, что «писал усолец иконописец». Надписи также сопровождали и различные сюжеты, в которых раскрывалось содержание росписи.
Усольская эмаль в свою очередь оказала сильное влияние на развитие эмальерного искусства других центров, в частности московского. Неслучайно многих мастеров неоднократно вызывали в Москву для поднятия «финифтяного дела».
Упадок и вновь - ренессанс
…Но расцвет усольских эмалей в Сольвычегодске был непродолжителен. Уже в начале 18 века, когда город теряет свое экономическое значение, вызванное реформами Петра Первого и расширением географических границ страны, начинается угасание многих ремесел, в том числе и эмальерного. В конце 18 века упоминание о производстве эмалевых предметов уже не встречается, хотя в Великом Устюге ещё некоторое время работают мастера, но эмалевые изделия назывались уже «устюжскими».
Именно благодаря тому, что эмалевые изделия фактически неподвластны влиянию времени, в Вологде сохранили подробную память об усольских эмалях. Возрождение древнего эмальерного промысла началось с конца 1960-х – начала 1970-х гг. ХХ века.
В связи с политикой государства, направленной на возрождение местных художественных промыслов, в Великом Устюге на Кузинском заводе механических изделий Министерства оборонной промышленности был открыт цех сувенирных изделий и художественных промыслов, который просуществовал до 1985 года. В то время при оборонных заводах страны существовали цеха художественных промыслов. В цехе наладили производство эмалевых изделий (ювелирных украшений), но мастера на первых порах работали в традициях ростовской финифти и одновременно занимались изучением местных особенностей эмали по скани.
Когда же в Вологде были построены новые корпуса завода опытных и художественных изделий, было решено именно на этом предприятии восстановить древнюю технологию перегородчатых и живописных эмалей. Для этой цели была приглашена группа художников – эмальеров, работавших в Великом Устюге, совместно был разработан ассортимент изделий с перегородчатыми эмалями. Большую помощь в восстановлении эмальерного искусства оказали сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности. С помощью него в 1980 году художница Горичева создала первые образцы изделий с горячими перегородчатыми эмалями.
В 1984 году мастера возродили технологию росписи по эмалям с многократным муфельным обжигом. Под руководством художника Попова, который возглавил эмальерный цех предприятия, работала замечательная плеяда молодых художников и мастеров, таких как Светлана и Владимир Глунины, Владимир Шангин, Елена Данкевич, Алексей Щенников. Художники изучали музейные коллекции, работали в фондах музеев Москвы, Ленинграда, Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.
В связи с экономическими реформами в стране и приватизацией предприятий, в том числе и художественно - промысловых, многие уникальные российские промыслы оказались на грани исчезновения. Не избежал печальной участи и завод Опытных и художественных изделий. После его реорганизации и прекращения производственной деятельности в 2003 г. специалисты и часть художников объединились и создали «Творческую мастерскую «Вологодская финифть», которая существует уже 18 лет.
Основным направлением вновь созданного предприятия является изготовление эмалевых икон и предметов культового назначения в северных традициях. С 2010 года на предприятии освоен выпуск ювелирных украшений и сувенирной продукции с эмалями, выполненных с соблюдением технологий и традиций древнего промысла.
На предприятии существенно расширен ассортимент продукции, на сегодняшний день численность работников составляет 14 человек.
Творческая Мастерская «Вологодская финифть» регулярно принимает участие в ежегодной выставке-ярмарке «Ладья», «Жар-птица», проводимых Ассоциацией народно-художественных промыслов России. Художники предприятия принимают участие в выставке «Молодые дарования», в 2005 году предприятие заняло 3 место среди предприятий народно-художественных промыслов на Шестом межрегиональном конкурсе изделий народно-художественных промыслов и сувенирной продукции Правительства Вологодской области.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии