«Надёжный тыл – опора страны»: машинист электровоза Александр Скворцов

Герои проекта «Надёжный тыл – опора страны» - обычные труженики, на плечах которых держится страна. Городской портал «Вологда-Поиск» рассказывает о незаметных героях, кто каждый день встает к станку или к чертежной доске, режет детали или сваривает их, ведет электровоз или составляет поезда - делает все, чтобы экономика страны жила, а люди чувствовали себя комфортно. 

Проект «Надёжный тыл – опора страны» собрал истории простых вологжан, снискавших почёт и уважение своим ежедневным трудом. 

Северная железная дорога, с сотрудниками которой мы встретились в рамках проекта «Надёжный тыл – опора страны», - одна из жизненно важных транспортных артерий России. По ней поезда через Ярославль и Вологду идут из центра России на север, за Северный полярный круг. 

Садясь в поезд, мы редко задумываемся о тех, кто обеспечивает нам в поездке комфорт и надежность, контролирует маршрут и управляет составом. А это большая команда людей, сосредоточенных на своей работе и безопасности на дороге. Один из них – машинист – тот самый человек, от умений которого зависит вся поездка. 

Герой нашего материала – машинист электровоза Александр Скворцов. 5956 км – эксплуатационная длина СЖД, а личный рекорд Александра Александровича уже давно перемахнул эту отметку. Его профессиональный стаж – почти 32 года. 19 из них отданы Северной железной дороге. 

Александр Скворцов – машинист второго класса. Второй и первый класс – это вершина профессии. Машинистам этих классов доверяют работать с пассажирскими поездами, они практически умеют все. Молодые специалисты начинают с четвертого класса, позже, проработав определенное количество времени, повышают квалификацию, сдают экзамен и получают более высокий класс. 

- Кто такой машинист? Специалист, ведущий состав из пункта А в пункт В. Человек, от которого на рабочем месте требуется особенная внимательность. Машинист следит за локомотивом и составом, контролирует работу своего помощника. Очень важна выносливость, как физическая, так и эмоциональная. Но самое главное – это ответственность. От нашей работы зависит очень многое, поэтому расслабляться и халтурить нельзя, - рассказывает о своей профессии Александр Скворцов. 

Без профильного образования стать машинистом не получится. У каждого машиниста на железной в дороге есть минимум один диплом о профессиональном образовании. Есть он и у Александра Скворцова, закончившего железнодорожное училище в Алма-Ате. Там он получил профессию помощника машиниста тепловоза. 

- Работал по специальности, начинал с помощника машиниста. Затем выучился на машиниста электровоза. С тех пор и работаю. Здесь, на СЖД почти 20 лет. Если хватит здоровья, думаю, что продолжу работать. Были, конечно, мысли уйти и сменить профессию. Но это были первые годы в Казахстане, после развала СССР. В то время на казахской железной дороге был полный развал и зарплату не платили по 3-4 месяца. С сегодняшней ситуацией не сравнить. РЖД для своих сотрудников – это, во-первых, стабильность, надежность и постоянство. Во-вторых, постоянная поддержка: обеспечение, например, медицинское, обмундирование и прочие льготы, которых у нас достаточно много, - говорит Александр Александрович. 

Александр Скворцов – человек на своем предприятии авторитетный. Коллеги к его мнению прислушиваются. За годы работы на железной дороге воспитал много машинистов, взяв их под крыло ничего незнающими помощниками, и вывел «на орбиту» уже серьезными самостоятельными сотрудниками. Коллеги Скворцова рассказывают, что сегодня многие из тех, кто начинал под его руководством, уже занимают руководящие должности. 

- Молодежь к нам приходит и приходит ее много, но не вся остается. Кто-то, попробовав профессию на производственной практике, не принимает ее и уходит. Кто-то приходит уже на работу, но не выдерживает ритма профессии, ее напряжения. У нас специфический режим труда и отдыха. Бывает такое, что рабочий день начинается в новогоднюю ночь – в час ночи. Можно уехать сегодня в 17 часов и не знать, когда вернешься обратно. Труд машиниста не сказать, что тяжелый, но на нас давит груз ответственности. Отсюда - профессиональное выгорание, - объясняет Александр Александрович. 

По словам героя нашего материала, за профессиональным выгоранием и эмоциональной усталостью машинистов на СЖД внимательно наблюдают. Постоянно проводятся медицинские обследования сотрудников, и в случае необходимости их отправляют к специалистам. 

- У нас есть контроль, проходим обследования. Если необходимо, есть специальные занятия у психологов, которые помогают восстановиться. Помогает и спорт. Я хожу в бассейн, где есть возможность скинуть напряжение, участвую в спортивных соревнованиях, если есть такая возможность. Были лыжные соревнования, мероприятия на ледовом катке. 

Кроме того, по внутренним нормативам, сотрудники СЖД обязаны повышать свою грамотность и профессионализм. Железная дорога – это постоянная модернизация. Меняется оборудование, следом за ним меняется характер работы. Например, на службу пришли новые российские локомотивы «Ермак» и «Гранит». В новых локомотивах современное оборудование, и машинист уже со своего места, как оператор ПК, может управлять всем. Знать, понимать и обучать. 

- У нас созданы отличные условия для молодежи, то, что сегодня называют, социальным лифтом. Можно прийти на предприятие после технического колледжа, получить без отрыва от производства высшее образование. Если имеешь статус молодого специалиста, проработав три года после учебного учреждения, можешь получить льготную ипотеку. 

Александр Александрович - не только прекрасный наставник. Долгое время был профгруппоргом своей колоны. В локомотивном депо 24 поездных колон и в каждой из есть свой маленький профсоюз. Вот такое объединение несколько лет возглавлял машинист Скворцов. Кроме того, он долгое время являлся уполномоченным по охране труда: смотрел за соблюдением норм охраны труды, выполнением всех требований, указывал коллегам на слабые места в работе. 

- Благодаря его бдительности, его неравнодушию удалось избежать многих неприятностей на рабочем месте. Александр Александрович работает на предупреждение. Умеет передавать свой опыт другим, – говорят коллеги Скворцова. 

Александр Скворцов – машинист во втором поколении. По железной дороге водил составы и его отец. 

- Когда папа брал с собой в поездки, тогда уже думал о том, что тоже стану машинистом. Раньше было можно брать с собой, сейчас правила внутренней безопасности запрещают это. Жена и оба сына хоть вместе со мной не работают, но, по сути, часть железной дороги. Понимают мою работу. Сыновей в детстве моя работа тоже впечатляла. Жена даже хотела, чтобы сыновья пошли по моим стопам, но они сделали другой профессиональный выбор. Железнодорожная дорога – наша вторая семья. У нас очень развита взаимовыручка, помощь. Давно уже вместе отмечаем праздники, дружим семьями, - делится Александр Александрович. 

Блиц-опрос

  • Лучший подарок на 23 февраля – Свободный день, выходной. 
  • Лучший праздник – С детства люблю день рождения. 
  • Лучший отдых – На своей даче с родными. 
  • Лучшая компания – Моя семья. 
  • Самый лучший день – Любой, который наступил. Я рад каждому дню в своей жизни.
Главные новости Вологды за неделю
220 каждому! Столько получат игроки сборной России за матчи с Сирией и Брунеем
В Российском футбольном союзе назвали это «символической суммой».
22-11-2024 549 просмотров