Хозяева стальных магистралей

эксклюзив
07:23
763 просмотра
Александр Раевский

 

Начина с 1942 годов, Северная железная дорога обслуживала около трети советско-германского фронта, осуществляла перевозки в осажденный Ленинград, вывоз из Мурманского и Архангельского портов грузов по ленд-лизу. Только из осажденного Ленинграда по Северной железной дороге было эвакуировано около семисот тысяч человек. На территории области нашли приют 165 тысяч ленинградцев. А всего по Северной дороге в тыл проследовало свыше 3 млн. эвакуированных жителей северо-западных районов страны. Еще около 1 млн. раненых воинов транспортировали по Северной железной дороге военно-санитарные поезда крупнейшего в Красно Армии распределительного эвакуационного пункта, управление которого находилось в Вологде. Особенно большая нагрузка выпала на железную дорогу в 1941 году.

Cреднесуточная скорость эвакопоездов упала до 120–210 км в сутки. Не хватало топлива. В создавшейся ситуации государственный Комитет Обороны принял решение перевести железные дороги на Северо-Западе страны на дровяное топливо. 

Инициатором этого движения выступил вологодский машинист Ввасилий. Болонин. Он не только освоил отопление паровоза дровами, но и совершал скоростные рейсы с поездами повышенного веса, экономя за каждую поездку 12–15 кубометров дров. Обком партии и политотдел управления НКПС поддержали патриотический порыв нашего земляка и широко распространили его опыт. 20 июня 1943 г. болонинский опыт было предложено использовать во всех паровозных депо страны. 

За успешное выполнение заданий по перевозке военных грузов и экономию топлива Указом Президиума Верховного Совета СССР в июле 1942 г. Василий Иванович. Болонин был награжден орденом Ленина, а в ноябре 1943 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. 

Наша справка. Он, родился в 1901 году в Вологде в семье ремесленника. В 1916 году окончил начальное училище и в том же году начал трудовую деятельность. На следующий год стал слесарем паровозного депо Вологда. В 1919 году сдал экзамены и стал работать помощником машиниста, в 1926 году получил права машиниста. После четырёх лет работы механиком и окончания курсов по подготовке в вуз учился в Транспортно-экономическом институте в Москве. Во время практики заболел и по заключению врачебной комиссии был вынужден прервать учёбу. Вернулся в Вологду и продолжил обучение в вечернем филиале Ленинградского института инженеров транспорта. После окончания двух курсов филиал в Вологде закрыли, а по материальному и семейному положению продолжить обучение в Ленинграде не смог.

Возобновил работу в депо вначале инспектором-приемщиком паровозов, а потом машинистом паровоза. Попытки выдвинуть Болонина на руководящие должности (старшего диспетчера, заместителя начальника Вологодского паровозного отделения) заканчивались тем, что он возвращался на паровоз. 

Во время Великой Отечественной войны Болонин водил тяжеловесные маршруты, боролся за быстрый оборот паровоза, настойчиво стремился с максимальной эффективностью использовать мощность своего локомотива. Болонин, его напарник Баженов и машинист Вологодского депо Тюнин явились инициаторами безостановочного сквозного вождения тяжеловесных поездов. Положил начало новому патриотическому движению — вождению сдвоенных поездов. 

В первую военную зиму он стал вожаком колонны паровозов имени Государственного Комитета Обороны, сумел сплотить машинистов паровозов, научить их преодолевать трудности работы в условиях зимы, вёл за собой коллектив и на личном примере показывал образцы трудовой доблести в военное время. Когда в марте 1942 года на железной дороге была учреждена дорожная «Доска почёта», первым на неё был занесён Василий Иванович Болонин. 

В сложное военное время был инициатором использования дров вместо дорого угля, запасы которого в условиях военного времени сокращались. Но поскольку такого малоэффективного топлива не хватало на весь рейс, на первых порах плечо обращения паровоза сократили, пока на промежуточных станциях не создали дровяных складов. Затем Болонин нарастил тендер паровоза, чтобы уже при первичной экипировке можно было взять достаточное на все тяговое плечо количество дров. Предложенные им методы экономного расходования дров на паровозах стали применяться на всей сети железных дорог. 

Отличным содержанием паровоза и освоением техники дровяного отопления он добился большой экономии топлива. Только за 10 месяцев 1942 года им было сэкономлено 1700 кубометров дров, а в апреле 1943 года — 308 кубометров. Это было достигнуто путём внедрения рациональных методов сжигания дров, в зависимости от профиля пути и веса поезда. 

Мастерски освоив дровяное отопление, он в течение 1942 года и пяти месяцев 1943 года на участках Вологда—Вожега длиной 149 километров и Вологда—Данилов длиной 139 километров водил поезда без остановок на промежуточных станциях для дополнительного набора топлива и воды. В течение двух лет он не имел опозданий в пути. Болонин первым в депо Вологда стал выдерживать график оборота паровоза, работающего на дровяном отоплении. Используя его опыт, коллектив депо в короткий срок сумел высвободить и поставить в резерв тринадцать паровозов. НКПС приказом от 20 июня 1943 года обязал начальников дорог внедрить метод В. И. Болонина во всех паровозных депо. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Болонину Василию Ивановичу присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После войны работал на руководящих должностях — заместителя и начальника Вологодского отдела паровозного хозяйства. В 1946 году избирался депутатом в Верховный Совет СССР второго созыва. Жил в городе Вологде. Его именем, названа одна из улиц нашего областного центра. 

За самоотверженный труд коллективы Вологодского железнодорожного узла десять раз завоевывали переходящие Красные Знамена Государственного комитета Обороны и тринадцать раз — знамена НКПС и ВЦСПС. В канун 40-летия победы, 4 мая 1985 года, коллектив локомотивного депо Вологда был награжден орденом Отечественной войны I степени за бесперебойное обеспечение военной продукцией Советской Армии и Военно-Морского Флота. 

Фото из личного архива автора

Главные новости Вологды за неделю