Бесперебойное движение: как работала Северная железная дорога в годы войны

Как мы говорили ранее, в годы войны наш регион стал самым близким тылом для Ленинградской области, а следовательно — и важным транспортным узлом, необходимым для того, чтобы поставлять жителям и бойцам наиболее пострадавшей области съестные припасы и оружие. Северная железная дорога в годы Великой Отечественной войны — это наиболее значимое звено, связующее фронт и тыл.
Работники Северной железной дороги обслуживали примерно треть фронта, отвечали за перевозки в блокадный Ленинград и эвакуацию населения из осажденного города, а также за перемещение грузов, получаемых от союзных государств.
Важно отметить, что успех на фронте обеспечивается не только чередой выигранных сражений, но и бесперебойными поставками к передовой всех необходимых ресурсов. Когда война началась, непрерывность перевозок оказалось под большим вопросом, потому что произошли неизбежные изменения в структуре поставок и в технологиях. Например, из-за недостатка угля машины топили теперь дровами. Впервые обратиться к такой практике решился наш земляк, вологжанин Василий Иванович Болонин. Его опыт нашел поддержку в обкоме партии, благодаря чему получил широчайшее распространение. Свое мастерство Василий Иванович отточил настолько, что научился совершать скоростные рейсы с поездами повышенной загруженности. И все это почти без остановок на промежуточных станциях. При этом за каждую поездку он экономил до 15 кубометров дров. За 10 месяцев 1942 года В. И. Болонин сэкономил примерно 1700 кубометров дров. За один месяц следующего года машинист сберег более 300 кубометров. За успешную перевозку военных грузов и экономию топлива награжден орденом Ленина. В ноябре 1943 года ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
От электрического освещения железнодорожникам приходилось отказываться — чтобы не привлекать внимание врага, пользовались светом керосиновых ламп.
В начале войны мужчины-рабочие заторопились на фронт, чтобы защитить свои семьи. Вологодский паровозовагоноремонтный завод потерял порядка девятисот работников. Однако на их место пришли подростки, пожилые люди и женщины, впоследствии успешно освоившие такие нелегкие профессии, как кочегар, сцепщик, помощник машиниста и так далее. 2359 работников Вологодского паровозовагоноремонтного завода получили награды за отвагу в боях и самоотверженный труд в тылу.
В военное время в цехах ВПВРЗ началось изготовление бронепоездов, авиаремонтных поездов, минометов, а также формирование военно-санитарных поездов. Количество ежемесячно выпускаемых снарядов увеличили с 3500 до 5000.
Первый налет вражеской авиации на Северную железную дорогу произошел 29 июля 1941 года. За этим последовали регулярные вражеские налеты. Поврежденные участки старались приводить в порядок экстренно. Те снаряды, которые не взорвались, увозили подальше от путей и станций или даже уносили с помощью носилок.
После воздушной атаки на станцию Череповец в январе 1941 года было сброшено восемь бомб. Шесть из них не сдетонировали — их пришлось выносить с территории станции. Работы по восстановлению железнодорожного звена завершились примерно за час.
Интересно, что железнодорожные пути в это время оказались перегружены поездами, из-за чего движение по Северной железной дороге оказалось сильно затруднено. При этом часто высказывается вполне справедливое замечание, что все работники эшелонов, находясь на прифронтовых участках Северной железной дороги, становились участниками боевых действий: враг, находясь в воздухе, стремился нанести удар, когда составы проезжали наиболее невыгодные участки: например, мосты.
Подвижные составы, возвращающиеся от фронтовой линии, зачастую были сильно повреждены после вражеских бомбежек. Восстанавливать поезда необходимо было как можно скорее.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии