image
События
1 327

Кровавые следы оккупации: свидетельства о пытках в финских концлагерях Карелии

Кровавые следы оккупации: свидетельства о пытках в финских концлагерях Карелии

 

Документы, составленные сотрудниками госбезопасности во время расследования преступлений фашистов на территории временно оккупированной Карело-Финской ССР и рассекреченные впоследствии УФСБ России по Республике Карелия, детально описывают зверства финских налетчиков, вымещавших свою ярость не только на захваченных бойцах Красной Армии, но и на мирном населении, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей.

До этого мы говорили, в основном, о спонтанных проявлениях агрессии в отношении узников финских концлагерей или о жестоких способах запугать пленных, хотя в совокупности все приведенные инциденты вполне позволяют сделать вывод о том, что каждый отдельный эпизод являлся частью продуманной системы, методично выстраиваемой врагом с целью низвести гордость советского гражданина и превратить его в раба, который лишился бы протестных настроений и любых человеческих порывов.

Однако нельзя не упомянуть и о том, что, помимо повсеместного стихийного произвола, одобряемого руководством, в финских лагерях были широко распространены организованные пытки.

Судя по многочисленным свидетельствам, наиболее обожаемым методом причинения физической боли у финнов оказалось избиение пленного с использованием плетки и соленой простыни: перед тем, как начать экзекуцию, узника накрывали простыней, предварительно вымоченной в соленой воде. Человеку велели лечь на стол и начинали наносить удары плеткой по его телу через мокрую простыню. В открывшиеся кровавые раны проникала соленая вода, вызывая резкую боль.

Именно так финские захватчики поступили с красноармейцем Батковым Василием Карповичем, о чем впоследствии рассказал профессор Григоров Григорий Исаевич, переживший несколько лет плена в концлагере.

Прежде чем начать пытку, у героя отняли медаль «За боевые заслуги», которой его наградил председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин. Финны обвинили Василия Карповича в подрыве мостов во время отступления Красной Армии. Так как боец не признался во время допроса, его избили, облили водой, набросили на него ту самую соленую простынь и начали стегать плетками. Поскольку Василий Карпович все еще не молчал, его подвесили к потолку, продолжая избиение плетью. Красноармеец не дал нужных финнам показаний и на этот раз. Тогда главный палач по имени Вейкко вонзил нож в бедро Василия и вырезал из него 10-сантиметровую полоску кожи.

В работе профессора Григория Исаевича также описан процесс допроса Мезыченко Павла Тарасовича. Поскольку фашистов не удовлетворил ответ Павла, его избили по лицу, нанося удары рукой в резиновой перчатке. После этого пленного повернули лицом к горячей печи, откуда достали раскаленный метровый прут из железа, и начали жечь Павлу ноги.

К систематизированным наказаниям, подразумевающим причинение физической боли и унижения, условно можно отнести и регулярные избиения советских граждан за незнание финского языка, о чем профессору Григорову рассказал узник Вячеслав Смирнов.

Нередко происходило так, что финские солдаты, поиздевавшись над захваченными жителями Карелии, но не удовлетворившись этим сполна, возвращались к своим жертвам поздно вечером или ночью, уже будучи пьяными. К примеру, упомянутый ранее Вячеслав Смирнов рассказал, как его разбудили, приказали не шевелиться и начали стрелять, а пули в это время летели прямо над его головой – настройка оружейного прицела посредством пальбы по живым мишеням в принципе являлась одним из любимых развлечений оккупантов, а подробное описание такого инцидента с участием разбуженных пленников и напившихся финнов мы привели в предыдущем выпуске.

Как стало известно из показаний свидетеля Рожина Павла Алексеевича, сумевшего бежать из финского лагеря в 1943 году, военнопленным приходилось терпеть регулярные издевательства даже при каждодневном построении перед работой. В лагере Хирусальми их подвешивали за руки и за ноги к сосне, и в таком положении, на морозе, они могли провести несколько часов. После этого на их коже выступали отеки.

Во время работ в лесу военнопленных калечили постоянно, избивая по лицу или нанося удары штыками за малейшую «провинность». Если же фашисты видели, что узник все равно не сможет выполнить работу из-за болезни, ему вручали лопату, которую он должен был продержать на вытянутых руках в течение пяти часов, балансируя при этом на пне. Это наказание применялось даже в ненастную или морозную погоду.

Согласно показаниям гражданина Павла Рожина, с приходом весны, когда в лесах становилось суше, начались массовые побеги военнопленных. Такое положение дел заставило трусливых финских палачей прекратить массовые избиения. Советским гражданам стали обещать улучшение условий содержания. Как мы говорили ранее, местами для заключенных даже ввели мизерные жалования. Заканчивая свой рассказ, Павел Алексеевич Рожин справедливо отмечает:

«Этим им не загладить кровавых следов тех зверств, которые учиняли они над советскими военнопленными. Весь мир потребует расплаты за все коварства».

Главные новости Вологды за неделю
Фаворит укрепился, аутсайдер – окопался. Обзор 8-го тура Чемпионата Вологды по футзалу
В пяти матчах команды забили друг другу 45 голов
19-12-2025 1 316 просмотров
Наталия Шевченко смогла попасть только на расширенный подиум по итогам спринта в Чайковском
При этом биатлонистка с Вологодчины продолжает лидировать в общем зачете Кубка Содружества
19-12-2025 1 856 просмотров